Когда 24 января 1943 года германская армия под Сталинградом потеряла последний аэродром, генерал Паулюс послал радиограмму Гитлеру: «Дальнейшая оборона бессмысленна, катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу немедленно дать разрешение на капитуляцию».
Разрешение не было получено, в ответ от фюрера пришло повышение Паулюса в генерала-фельдмаршала, в той же телеграмме Гитлер указал, что: «Ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен».
Фридрих Паулюс всё правильно понял, расценив это повышение как приглашение к самоубийству, но у Паулюса были свои взгляды на сложившуюся ситуацию, да и на жизнь вообще.
9 января Паулюс отклонил первый ультиматум о капитуляции и продолжил сопротивление. Советское командование приступило к ликвидации котла, противник ожесточённо сопротивлялся.
Немецкий военный корреспондент Хайнц Шретер писал: «Солдаты отбивали танковые атаки, стояли у своих противотанковых или зенитных орудий и стреляли, если у них еще было чем стрелять. Были, правда, и другие. На территории расположения четырех дивизий на западе и юге Сталинграда за восемь дней были приведены в исполнение триста шестьдесят четыре смертных приговора. Людей приговаривали к смерти за трусость, уход без разрешения из своей части или с позиции, за дезертирство и кражу продовольствия».
Под напором советских войск немцы отступали, 25 января 21-я армия ворвалась в Сталинград с запада, а с востока навстречу ей с боями пробивалась 62 армия, они соединились возле Мамаева кургана, разъединив тем самым войска 6-й армии Вермахта на южную и северную группировки.
31 января Паулюса произвели в генерал-фельдмаршалы, подталкивая тем самым его к самоубийству, так как такого уровня военачальники вермахта не могли сдаваться в плен, но Паулюс сделал свой выбор.
31 января он и его южная группировка сдались в плен генералу Ивану Ласкину, за ними 2 февраля последовала северная группировка.
Иван Ласкин вспоминал: - «Одетый в шинель, он, заложив назад руки, медленно шагал от двери в противоположную сторону. Я вошел в комнату. Паулюс повернулся к двери и, увидев меня, остановился. Лицо его было бледно. Он смотрел на нас усталыми глазами. Я назвал себя и объявил его пленником. Паулюс подошел ко мне и, высоко подняв вверх правую руку, на скверном русском языке произнес: «Фельдмаршал германской армии Паулюс сдается Красной армии в плен»
Итоги Сталинградской битвы
Общие потери вермахта и его союзников под Сталинградом составили полтора миллиона человек, 3500 танков, 12 тысяч орудий и миномётов, 3000 самолётов
«Результат наступления оказался потрясающим: одна немецкая и три союзных армии были уничтожены, три другие немецкие армии понесли тяжёлые потери. По меньшей мере пятидесяти немецких и союзных дивизий больше не существовало. Остальные потери составляли в общей сложности ещё двадцать пять дивизий. Было потеряно большое количество техники — танков, самоходных орудий, лёгкой и тяжёлой артиллерии и тяжёлого пехотного оружия. Потери в технике были, конечно, значительно больше чем у противника. Потери в личном составе следовало считать очень тяжёлыми, тем более, что противник, если он даже и понёс серьёзные потери, всё же располагал значительно большими людскими резервами. Престиж Германии в глазах её союзников сильно пошатнулся. Поскольку одновременно и в Северной Африке было нанесено непоправимое поражение, надежда на общую победу рухнула. Моральный дух русских высоко поднялся.»
Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 2001.С. 365—366.
Фельдмаршал Паулюс - козырь в политической схватке
Пленённого фельдмаршала Паулюса отправили в госпиталь в связи с плохим самочувствием (у него был рак прямой кишки), назначили строгую диету. Помимо болезни, у него была сломана правая рука и пальцы, в больнице никто не знал, что за немец у них лечится.
В конце февраля его переместили в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь, который в тот период был лагерем для военнопленных.
Бывший генерал жил в монашеской келье. Он уже давно задумал отказаться от нацистских идей, его друзья приняли участие в покушении на фюрера, а потом попали под жестокую расправу.
В Германии его символически похоронили, а Гитлер положил на его катафалк жезл фельдмаршала с бриллиантами.
Советская разведка доставила фельдмаршалу письмо от жены, после него он принял трудное для себя решение и 8 августа 1944 года выступил по радио, призвав народ Германии отречься от Гитлера и прекратить войну.
После войны подлеченного Паулюса поселили на даче Сталина в подмосковном Томилино в качестве «личного гостя», где он находился под охраной, имея личного медика, адьютанта и повара. Выезд в Германию ему был запрещён, да и для него это было не безопасно.
Он выезжал в Крым на санаторное лечение, общаться с семьёй у него не было возможности, его жена после войны умерла.
Паулюс принял участие в Нюрнбергском процессе, где выступал как один из главных свидетелей обвинения. Когда его увидели Йодль, Геринг и Кейтель, сидевшие на скамье подсудимых, они стали возмущаться его предательством так, что их пришлось успокаивать.
Он уехал из СССР в октябре 1953 года, сказав на прощание: - «Я пришел к вам, как враг, а покидаю – как друг».
Паулюс поселился в пригороде Дрездена, на охраняемой вилле, его обеспечили автомобилем, прислугой и разрешили носить оружие.
Позднее он устроился на работу - читал лекции в Высшей школе народной полиции ГДР, был начальником Военно-Исторического центра, иногда давал интервью, в которых расхваливал СССР и критиковал ФРГ.
Он умер в феврале 1957 года от приковавшего его к постели склероза головного мозга.