Доброго дня друзья!
Много было экскурсий и поездок, не успевала публиковать материалы, хотя интересных разработок много накопилось. Осталось привести их в надлежащий вид и опубликовать. А пока идет этот увлекательный процесс, решила показать вам выдержку из моей любимой книги про Георгиевск "У порога синих гор". Автор Л.Г.Орудина по литературной записи И.В.Кузнецова. Шикарный, кстати, автор - Кузнецов. Он в художественном варианте написал книги про образование Пятигорска, Ставрополя, Кисловодска. А данная книга - про Георгиевск. Читаешь и оказываешься у истоков создания наших городов, а ранее - крепостей.
Опубликовать выдержку из книги меня сподвигло фото памятника М.Ю.Лермонтову, которое я недавно сделала в дождливую погоду. Уж очень понравилось. Но просто публиковать как-то скучно, а вот с полезной информацией - самое то. Поэтому, кто не знал, какое важное событие произошло у М.Ю. Лермонтова в Георгиевске, ставшее одним из многих в общей череде и предопределило где он окончит свой земной путь - читайте))
"И вот теперь, увидев в Георгиевске своего бывшего командира, Лермонтов поспешно выскочил из повозки Столыпина и направился к Сергею Дмитриевичу. Оказалось, Безобразов едет на лечение в Пятигорск. И не один, а с супругой. Он представил Лермонтову необычайно красивую средних лет женщину.
- Прошу любить и жаловать - Любовь Александровна Хилкова.
Лермонтов едва сдержал себя чтобы не спросить, каким же образом, после стольких лет разлуки, Сергей Дмитриевич опять сошелся с княгиней Хилковой?
В тридцать седьмом году в Кара-Агаче, беседуя по душам, Михаил Юрьевич осмелился задать Сергею Дмитриевичу щекотливый вопрос:
- Скажите, если, конечно, можете, за что вы отвесили оплеуху царю Николаю?
- За подлость по отношению к моей жене перед первой брачной ночью! Он думал, что ему все позволено.
- И вы не побоялись замахнуться на монарха? - спросил Лермонтов.
- А вы, сочиняя стихотворение "Смерть поэта", ведь тоже не побоялись обличить подлость палачей. Так и я.
- Так кто же примирил Сергея Дмитриевича и Любовь Александровну? - спросил Лермонтов у Столыпина.
- Я слышал, что княжна Хилкова заточила себя в четырех стенах своей комнаты в доме брата. Иногда ее видели в церкви, одетую во все черное. Она молилась долго и сосредоточенно, как монахиня. А помирил их Назимов.
Назимова знал весь Кавказ. Декабрист, офицер гвардейского конно-пионерского эскадрона, шефом которого был великий князь Николай Павлович, ставший впоследствии царем. Осужденный на каторжные работы в Сибирь, и потом по "милости" царя переведенный на Кавказ рядовым. В одной из встреч с Безобразовым в Ставрополе Назимов дал ему добрый совет: не казнить себя.
- Если рассудить по-человечески, ваша жена не виновата ни в чем, и ее следует простить.
Безобразов долго молчал, а потом тяжело вздохнул: "Я ее простил, и давно. А вот она меня?"...
Назимов предложил: "Хотите, через своих родственников в Москве я улажу все дело?"
На примирение бывшей фрейлины и бывшего флигель-адъютанта ушло полгода. И вот настал теплый майский день. На окраине Ставрополя, у дороги стоял пожилой офицер. Из-за леса показалась карета. Из нее выглянуло женское лицо, и он сразу узнал ее; прихрамывая, пошел навстречу.
На следующий день, когда Лермонтов и Столыпин проводили Безобразова с женой в Пятигорск, Михаил Юрьевич заскучал, сделался мрачным, стал все чаще и чаще поглядывать на запад, в сторону любимого с детства Пятигорска. 13 мая, в день отъезда к месту службы в Темир-Хан-Шуру, Лермонтов вдруг сказал Алексею Аркадьевичу:
- Послушай, Столыпин, а ведь теперь в Пятигорске хорошо. Кроме Сергея Дмитриевича там, наверное, Левушка Пушкин, Сережа Трубецкой, Мика Глебов, Руфин Долохов - смотри, сколько наших сослуживцев!
Столыпин сидел за столом и пил из самовара чай.
- В Пятигорск?.. Нет! Мы и так сильно опоздали из отпуска, - возразил капитан.
- А мы в Пятигорске выпросим разрешение на лечение, там комендантом старый добрый полковник Ильяшенков, он даст...
Столыпин опять отрицательно покачал головой и принялся за чай.
- Столыпин, едем в Пятигорск! - В ответ ни слова. - Ну хорошо, пусть будет не по-твоему, и не по-моему.
С этими словами Лермонтов вынул из кармана кошелек, взял из него монету.
- Бросаю полтинник. Если упадет орлом - едем в отряд, если решкой - в Пятигорск.
Полтинник взметнулся вверх, упал к ногам, звеня и подпрыгивая решкой вверх.
А 15 июля 1841 года Георгиевск поразила чудовищная весть - в Пятигорске, у подножия Машука на дуэли убит Лермонтов."