Найти тему
Росбалт

Петербуржцев на АЗС не утешает фраза «в столице еще дороже»

   Фото ИА «Росбалт»
Фото ИА «Росбалт»

Если с экспортом энергоносителей дела у России обстоят даже лучше ожиданий — как сообщал накануне «Росбалт», госбюджет перевыполняет план по нефтегазовым доходам, ожидая, что в будущем они вырастут еще почти на треть, — то ситуация внутри страны в последнее время резко обострилась. Цены на бензин и солярку растут, разгоняя инфляцию. Сейчас власти пытаются поправить дела — где рыночными рычагами, а где окриками и угрозами. В этот процесс вмешался уже и глава государства.

В пятницу появились первые более-менее позитивные новости, причем пришли они из Северной столицы. По итогам дня на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже тонна летнего дизельного топлива упала в цене на 1,77% до 62,074 тыс. рублей. До этого дизель дорожал три торговых сессии подряд. А вот с бензином все не так просто. Если «народный» АИ-92 также показал хоть и незначительное, но все же снижение цены (на 0,03%, до 57,933 тыс. рублей за тонну), то более востребованный в столицах АИ-95 продолжает дорожать (на 0,42%, до 60,648 тыс. рублей за тонну).

Но это оптовые цены, а что на заправках? По наблюдениям «Росбалта», в Санкт-Петербурге цена литра АИ-92 сейчас колеблется около 50-51 рубля, АИ-95 стоит 53-55 рублей, а дизель — 61-62 рубля за литр. И это еще не рекорд. Если 92-й в Москве стоит примерно столько же, то 95-й уже заметно дороже — 55-56 рублей, а за литр дизеля на некоторых АЗС просят и 66, и даже 67 рублей.

Росстат, который ведет свой мониторинг, опубликовал данные с 18 по 24 сентября, согласно которым на наблюдаемых АЗС в Санкт-Петербурге и Москве цены на автомобильный бензин выросли на 0,4% и 0,5% соответственно. Так, в Северной столице бензин марки АИ-92 стоил от 49,60 до 61,10 рубля, АИ-95 — от 53,65 до 62,85 рубля. По Белокаменной цифры такие: АИ-92 — от 48,69 до 57,99 рубля, АИ-95 — от 53,79 до 64,69 рубля.

Видно, что визит на АЗС облегчает кошельки все сильнее и сильнее. Тот же Росстат подсчитал, что розничные цены на бензин и дизельное топливо с 1 января по 18 сентября этого года выросли на 9,4%. К концу лета пришлось признать, что этот скачок стал одним из самых сильных за последнее десятилетие, а в последнюю неделю рост стоимости бензина и дизельного топлива и вовсе обогнал общероссийский уровень инфляции: при росте цен в целом по РФ на 0,28%, бензин подорожал на 0,46%, а дизель — на 1,66%. Причем происходит это почти по всей стране — в 70 из 89 субъектов Российской Федерации. Хуже всего дела в Магаданской области, где цены на топливо за неделю улетели вверх на 4%.

Как выясняется, дело не только в «невидимой руке рынка». Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы выявили признаки нарушения Закона о защите конкуренции и уже возбудили несколько дел. В частности, как сообщили в пятницу в ФАС России, Ставропольском крае, Белгородской и Ростовской областях ряд компаний «реализовывали моторное топливо с нефтебаз по завышенной цене». В Краснодарском крае выявлены признаки «заключения антиконкурентного соглашения». В Дагестане — «незаконной координации экономической деятельности», что привело к одновременному повышению розничных цен на топливо.

Днем ранее вице-премьер РФ Александр Новак на совещании с представителями нефтяных компаний поручил принять срочные меры по снижению цен на топливо на АЗС, а также привести цены в мелком опте к уровню крупнооптовых с учетом транспортных расходов, передает ТАСС. В сообщении правительства РФ говорится, что «снижение цен в рознице должно произойти в ближайшее время». При этом кабмин вводит меры административного и экономического характера для борьбы с серым экспортом.

Правительство настроено решительно и дало понять, что готово на самые жесткие решения, если цены на АЗС не пойдут вниз. Напомним, что 21 сентября премьер Михаил Мишустин подписал постановление о временном ограничении экспорта автомобильного бензина и дизельного топлива с целью стабилизации цен на них в России. Как ожидается, это поможет насытить внутренний рынок, что в свою очередь позволит снизить цены для потребителей.

Комментируя это решение, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что рынок топлива сейчас утратил стабильность во всем мире, и подчеркнул, что никаких предпосылок к «социальным взрывам» в стране на фоне роста цен на топливо не было, «это все очень сильно гипертрофированные формулировки».

Тем не менее нельзя не отметить, что и профильный вице-премьер, и ФАС пошли в атаку на торговцев топливом после заявления президента России на совещании с членами правительства 27 сентября (смотрите видео).

«Меры приняты, а цены растут. Что происходит в других звеньях, потребителя мало интересует, потребителю же результат нужен», — сказал Владимир Путин после доклада Новака. Глава государства указал, что сначала бензин надо поставлять на внутренний рынок, а зарабатывать через экспорт, и поручил кабмину «плотнее работать» с компаниями по стабилизации цен на топливо в России, чтобы они «понимали свою ответственность».

Михаил Макаров

https://www.rosbalt.ru/russia/2023/09/29/1995655.html