Найти в Дзене

Как научить ребенка жить полной жизнью

Оглавление

Жить и ощущать полноту жизни умеют не все. Многие люди живут и у них все нормально: вроде не очень счастливо, но и не очень плохо, вроде и не очень хорошо, но и не грустно, вроде в жизни все ровно, но как-то не драйвово, в общем просто нормально. На электрокардиограмме "прямая линия". Зачастую это не особенность характера, а "замороженность" чувств. Человек не испытывают всю палитру и глубину чувств и из-за этого его жизнь просто нормальная. Хорошо это или плохо, каждый решает для себя сам. Но "замороженность" чувств имеет побочные эффекты, без которых ощущение полноты жизни не такое яркое. Давайте поговорим о том, как вырастить ребенка, который будет жить "на полную катушку" и испытывать всю гамму чувств от жизни.

Все в этой жизни мы делаем ради того, чтобы испытывать какие-то чувства: счастье быть матерью, радость от общения с любимыми, удовлетворение от достижение цели, интерес и восторг от путешествий. Вся наша жизнь завязана на чувствах. Конечно мы стремимся к тому, чтобы увеличивать положительные чувства и стараемся избегать отрицательных. Но они также являются частью нашей жизни, они помогают нам развиваться, учиться, делать выводы, да и просто на контрасте мы положительные чувства ощущаем ярче.

Как появляется "замороженность" чувств

Когда ребенок растет в атмосфере, которая вызывает у него большое количество отрицательных чувств, его психика начинает его защищать и "отключает" от них. Ребенок, который живет с постоянным чувством тревоги, или отверженности или другим сильным чувством со знаком минус, может просто не выдержать такой нагрузки и его психика включает защитный механизм. Иногда это называют иммунитетом, например "У него уже выработался иммунитет на жестокость родителей", то есть ребенок не реагирует и не обижается на них. Дети перестают страдать, чтобы выжить.

Но проблема в том, что у всех чувств один "рубильник". Не возможно отключить только отрицательные чувства и оставить себе ощущать только положительные. К сожалению в вопросе чувств фраза "все или ничего" попадает в самую суть. Или человек чувствует сильную радость и счастье, но при этом и боль и грусть тоже, или у него просто все нормально.

Последнее время все чаще можно встретить призыв развивать эмоциональный интеллект. Многие не знают что это такое, как он влияет на жизнь человека и поэтому не берут эту информацию на вооружение. Если коротко, то эмоциональный интеллект это способность понимать что я сам чувствую, а также понимать что чувствует другой человек. Но для этого нужно чувствовать!

Хотите проверить насколько вы в контакте со своими чувствами? Пройдите небольшой тест: погрузитесь в себя и попробуйте понять что вы в данный момент чувствуете. Чувств должно быть несколько. Например: вы радуетесь, что завтра выходной, предвкушаете приятную встречу вечером, тревожитесь о платеже по ипотеке, испытываете интерес к статье, разочаровываетесь от невкусного кофе, который пьете сейчас и так далее. Все эти чувства человек может испытывать одновременно. У них не очень большой "градус действия", но они есть. Желательно, если вы одновременно сможете распознать хотя бы 5-7 чувств, но хорошим является результат, когда чувств более 10-12.

Возможно будет сложно вспомнить названия такого количества чувств, так как очень часто человек помнит четыре-пять основных и все. Попробуйте набрать в поисковой строке "словарь чувств" и с его помощью пройти этот тест еще раз. Вы увидите, что на самом деле вы испытываете гораздо больше чувств и эмоций, чем кажется на первый взгляд.

Как научить ребенка ощущать полноту чувств к жизни

  • Во-первых, нужно постараться не создавать ситуации, в которых психика ребенка "отключает" его от чувств. То есть не допускать длительных переживаний, нахождения ребенка в стрессе. Такие ситуации могут провоцироваться у ребенка вне дома, хорошо если семья для него будет островком психологической безопасности.
  • Во-вторых, не нужно запрещать ему чувствовать отрицательные эмоции. Дать ему их проживать. У не прожитых эмоций нет срока годности, они копятся в теле и находят разные варианты выхода. Подробнее об эмоциях ребенка написано в этой статье: https://dzen.ru/media/utkinaschool/chto-delat-s-emociiami-rebenka-64e381ef3c6d8165a9919bdf
  • В-третьих, нужно спрашивать ребенка чаще "Что ты сейчас чувствуешь?". Ребенок получил двойку, у него стоит спросить "Что ты почувствовал, когда учитель попросила дневник и поставила двойку?". Ребенка обижают одноклассники "Что ты почувствовал, когда ребята смеялись над тобой". Или ребенок пробежал быстрее всех "Что ты почувствовал, когда первый пересек финишную черту?". Это поможет ребенку научиться понимать свои чувства, прислушиваться к себе. Если ребенок затрудняется ответить, можно ему помочь "Мне кажется ты грустный, когда вспоминаешь это" или "Мне кажется ты очень гордился собой в этот момент" и так далее.
  • В-четвертых, нужно называть свои чувства при общении с детьми. "Я очень расстраиваюсь, когда прихожу с работы, а посуда не помыта", "Я очень рада, что у тебя успехи в школе" и так далее. Чем больше названий чувств вы будете озвучивать, тем богаче будет словарь и понимание своих чувств у ребенка.

Вот такие простые правила помогут ребенку оставаться в контакте со своими чувствами и развивать у него тот самый эмоциональный интеллект, который действительно очень важен. И это в дальнейшем позволит ему ощущать полноту жизни и проживать ее ярко и глубоко. Я желаю вам быть в контакте со своими чувствами, ощущать все краски своей жизни и своим примером учить этому ваших деток.

Подробнее эту тему я раскрываю на бесплатном марафоне по эмоциональному интеллекту, который провожу в Телеграм. Минимум теории и максимум практики, после которой ваши взаимоотношения с ребенком станут гораздо лучше. До встречи
https://t.me/utkinaschool.