Правительство восстанавливает топливный демпфер с 1 октября. Коэффициент изменят с 0,5 до 1,0. Это позволит увеличить компенсацию выпадающих доходов нефтепереработчикам при продаже топлива на внутреннем рынке. А это, в свою очередь, по мнению властей, позволит насытить внутренний рынок и сдержать рост оптовых биржевых цен.
Результатом должна стать стабильная ценовая ситуацию в рознице на уровне, близком к инфляции. В правительстве также отметили, что требования к нефтяникам по продаже дизеля и бензина пятого класса на биржевых торгах скорректировали: доля продажи бензина увеличена с 13% до 15%, дизеля — с 9,5% до 12,5%.
Также сняты ограничения на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом, но при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее половины от произведенного дизельного топлива.
Комментирует зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» «По сути дела, рост, который мы видели с конца июля, в августе, сентябре, был запрограммирован большей частью решением Минфина о снижении демпферных выплат. Наложение в августе значительного снижения курса рубля повысило экспортную альтернативу. То есть творцом всего этого кризиса было Министерство финансов, которое в очередной раз внезапно решило изменить фискальную политику по отношению к нефтяной промышленности. Безусловно, возврат демпфера наряду с остальными мерами, в том числе с увеличением объемов торгов на бирже, поможет, плюс высокий сезон закончился, потребление снижается, поэтому одновременно все эти факторы будут сильно влиять. Мы видели, что цены на бирже пошли вниз, думаю, что и на заправках потихоньку пошло снижение. У нас оптовый рынок оторван от розничного, и тех повышений и снижений, которые бывают на опте, на рознице нет. Розница у нас по факту с 2018 года таргетирована по инфляции, а в последние несколько недель сложилась ситуация, что у независимых компаний цена на заправках была значительно выше, чем на вертикально интегрированных нефтяных компаниях, соответственно, сейчас мы можем ожидать снижения цен на независимых заправках, скорее всего, значительного. По сути дела, каких-то глобальных снижений ожидать не стоит, потому что и так розница находится в достаточно тяжелом состоянии, то в минусе, то в нулях, поэтому чего-то сверхъестественного не будет. Сегодня антимонопольная служба контролирует данные процессы, и, если где-то, по их мнению, будут завышенные цены, это грозит разбирательством с антимонопольной службой».
Безусловно, все принятые решения обеспечат нормальное функционирование топливного рынка, которое было ранее нарушено, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:
Евгений Аркуша президент Российского топливного союза «Они обеспечат премиальность внутреннего рынка относительно экспорта и увеличат объем продаж на бирже и невозможность вывоза на экспорт товаров на внутреннем рынке. Все это сыграет положительную роль, другое дело, что необходимо при этом еще обеспечить дополнительные объемы топлива, которые должны быть произведены и поставлены на внутренний рынок. Это дополнительный момент, который регуляторы во взаимодействии с нефтяными компаниями должны решить в обязательном порядке. Инфляция никуда не делась, поэтому то, что сейчас происходит, это просто снижение очень высоких оптовых цен, которые были существенно выше, чем розничные, до того уровня, который соответствует сегодняшним рыночным ценам с учетом затрат владельцев АЗС, которые никуда не делись и только растут с уровнем инфляции. Рост цен в пределах инфляции останется».
В конце апреля Минфин предложил снизить демпфер вдвое с июля 2023 года по июль 2024-го. Глава ведомства Антон Силуанов отмечал, что из-за новой корректировки демпфера выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд рублей в месяц. А в сентябре правительство сообщило о намерении снова скорректировать демпфер, но уже увеличив объем компенсаций нефтяникам, «чтобы компенсировать им разницу с экспортом».