Приветствуем, друзья! Кажется, что в 2023 году логистическим компаниям помощи ждать просто неоткуда. Да, российский рынок логистики как-то себе едет в раскоряку, шарахаясь то от пандемии, то от санкций.
Но проблем в отрасли не убывает. Давайте посмотрим, что наболело у перевозчиков. Поехали!
Сложности
Итак, какие непростые ситуации сложились у транспортных компаний в 2023 году? Почему промедление в их решении для отрасли смерти подобно? Эти вопросы требуют не только отраслевого, но и правительственного вмешательства, считают игроки рынка перевозок.
Только перевозчики отошли от пандемии, наладить логистические цепочки и преодолеть массу сопутствующих трудностей. Как на отрасль навалились последствия событий на Украине.
Да, те самые санкции. Делать нечего, адаптируемся. Однако цена как бы намекает, что это, ой, как непросто. На первом месте стоит нехватка персонала. Даже не так. Дефицит персонала. Кадровый голод. Дистрофия на рынке труда.
Так, водителей с “корочкой” СЕ (для управления ТС массой свыше 3,5 тонн), что называется днем с огнем. К примеру, в компании ПЭК честно признают - дефицит за последние пять лет приблизился к отметке 21% (!) и это с 15%.
Вторят грустной статистике эксперты комитета по транспортной логистике «Деловой России». По самым скромным подсчетам, в России не хватает 50 000 водителей. Это привело к тому, что 10% от всего автопарка стоит на приколе.
Представители «Скиф-Карго» уверены в том, что имеет место быть падение престижа профессии дальнобоя. Плюсом демографический провал и все-таки непростой физически характер работы.
Молодежи не нравится оторванность от цивилизации и дома на долгие недели, огромная материальная ответственность, отсутствие стабильности в рабочем процессе. Не удивляет, что средний возраст соискателей на такие вакансии 45+.
Логично, что на фоне дефицита кадров предложения по ЗП выросли на 30-40%. Хотя даже деньги уже перестали иметь решающее значение. Людям важно знать, что с соблюдением режима труда и отдыха, бесплатное питание и ДМС.
Однако даже решение всех социальных и нематериальных проблем водителей не решает проблем нехватки. Да, можно и дальше нанимать водителей из стран Средней Азии, но с учетом непростой ситуации с другими “незаменимыми специалистами” из сфер: строительства, такси, общественного питания и доставки, решение такое себе. В будущем оно чревато еще большим социальным напряжением.
Профессиональное сообщество видит единственный вариант перезапустить отрасль - ввести специальность водителя-дальнобойщика в программу колледжей и техникумов.
Что еще?
Для улучшения имиджа отрасли неплохо было бы “отбелить” рынок, строить сопутствующую дорожную инфраструктуру. Насытить рынок обслуживающим персоналом - грузчиками, приемосдатчиками, водителями погрузчиков.
И, конечно, неконтролируемый(?) рост цен на топливо. Взлет цен на топливо. Так честнее. Для ТК это всегда остается огромной статьей операционных расходов. Именно она отражается на итоговой стоимости товаров для конечного потребителя.
Топливный рынок в 2023 году на фоне внешних и внутренних проблем лихорадит. Все лето и сентябрь ценники на АЗС били рекорды. С одной стороны, в Кремле перекрыли краник за границу. Экспорт бензина и ДТ супостатам стал поменьше. И вроде бы все круто!
Вроде бы…
Но. Пока что-то обычные водители и граждане существенных эффектов от этих “косметических” манипуляций на своем кошельке не ощутили. Мало того, что топливо дорогое, так его еще и не хватает!
Лихорадит АЗС от ЮФО до ДФО. Что говорить, если даже (пссс, чур, никому) в Москве некоторые АЗС пустели. Представитель ТК «Южные транспортные системы» Ирина Панпурина отметила, что топливные компании убрали программы лояльности и напрочь забыли, что такое скидки.
Что еще? А, ну да. Проблемы с техникой. Купить тягач от «Большой семерки» невозможно. Пользоваться “серыми схемами” ну такое себе удовольствие. Да и ценник на официальный запчасти напоминает тот самый “сбитый боинг”. Насчет российского автопрома можно сказать следующее - даже на ¼ не покрывает реальных потребностей перевозчиков.
Выход?
КНР. Братья-китайцы, как обычно, выручают. Еще пару месяцев назад перевозчики еще раздумывали на тему, брать или не брать авто из “поднебесной”. Однако сейчас тягачи с логотипами Sitrak и Foton регулярно видят на дорогах России.
Хм. Остались ли еще проблемы? Да. Гендиректор «ЕвроТрансЭкспедиция» (ЕТЕ) Кирилл Рассадкин упоминает среди них проблемы с расчетами. Приходится искать какие-то сумасшедшие финансовые схемы.
Не добавляет оптимизма и решение властей: с 1 января 2024 года вступает в силу закон, который устанавливает ежесуточную компенсацию сотрудникам в дороге в районе 700 рублей. Сумма смешная, так как по факту не покрывает всех расходов на проживание, питание и прочие “радости” быта на колесах. Не суть.
От подобной “мелочи” себестоимость перевозок станет дороже еще на 10-15%. Конечно, перевозчикам с участием государства, типа ФГУП «Главный центр специальной связи» жаловаться не приходиться. Все-таки рынок экспресс-доставки оценивается в 2 млрд рублей. И в том плане у госкомпании есть преференции. Однако такая ситуация - исключение. Остальным приходится выгребать самостоятельно.
Желаем всем терпения и удачи!