По мнению исследователя Дж. Хармера, план — это прежде всего то, что помогает преподавателю поставить цели и предвидеть какие-то проблемы, которые могут возникнуть в течение урока. По сути, это больше набор возможных опций, чем строгое руководство к действию. И такой подход не зависит от красоты подачи информации: неважно, представлена ли она в виде подробного документа или небрежных заметок.
При составлении плана надо учесть следующие факторы:
- уровень знания языка;
- образование и уровень культурного развития;
- уровень мотивации;
- стиль изучения.
Понятно, что такая информация приходит по мере работы с группой, однако чем раньше ее получим и максимально сможем выяснить эти моменты хотя бы приблизительно до начала курса, тем лучше.
Неплохо еще было бы представлять себе общую программу и те тестовые испытания, которые предстоят студентам. Обладая всем этим багажом знаний, перейдем к основным элементам плана.
Задания
Важно понять, что именно студенты будут делать и как, в группах ли, будут ли двигаться по классу, тихо сидеть и выполнять задания в интернете или писать письмо группой.
Самое лучшее, если на уроке предлагается набор различных по виду заданий, когда студенты могут встать со своего места, поработать с другими минут пять, затем вернуться на свое рабочее место и некоторое время выполнять задачи самостоятельно. А сам урок заканчивается общим обсуждением всей группой или созданием диалогов в парах, чтобы иметь возможность попрактиковать какую-либо языковую функцию или грамматический материал.
Навыки
Мы должны понимать, какие именно навыки мы хотим развивать. Это чаще всего задается общей программой, но даже в этом случае нам надо продумать, как именно развивать эти навыки и какие промежуточные практики стоит выполнять.
Язык
Хармер предостерегает всех тех, кто за этим элементом не замечает других, то есть если наша тема present continuous, то ведь теоретически можно весь урок повторять правильные предложения за преподавателем и это, несомненно, будет представлять собой изучение темы, но будет ли это удачным выбором?
Содержание
Содержимое урока должно вызывать интерес и вовлеченность студентов. Здесь Хармер также отмечает, что, с одной стороны, если вы неплохо знаете свою группу, то в целом понятно, какая тема будет ей интересна. Но с другой стороны — всегда остается пространство для чего-то неожиданного и непредсказуемого. Так что даже самую яркую тему можно загубить нетворческими заданиями или получить глубокое учительское удовлетворение, если чуть больше подумать над, казалось бы, самой скучной темой.
Варианты планирования
В дальнейшем планирование зависит от обстоятельств и опыта преподавателя. Если опыт большой, то вся эта работа может проходить за время перехода из класса в класс, и нет необходимости класть ее на бумагу или электронный носитель. У опытного преподавателя в голове есть несколько знакомых маршрутов, по которым можно пойти в каждом случае.
Другой случай — когда у преподавателя есть возможность идти по учебнику, а план уже написан авторами пособия.
При полном отсутствии планирования преподаватель прокладывает тропинку в джунглях. В этом случае преподаватель в начале занятия задает сакраментальный вопрос: «Что вы делали на прошлых выходных?». А дальше — бог знает куда приведет тропинка на основе ответов студентов. Можно также поинтересоваться у учеников, чтобы они хотели поделать сегодня и последовать их предложениям.
В таком случае преподаватель больше похож на доктора, который подбирает метод лечения в зависимости от диагноза. Для многих опытных преподавателей провести урок без плана не составит проблемы. Однако даже такой вне сомнения опытный преподаватель, как Дж. Хармер, высказывает опасения, что с занятием без плана легко что-то может пойти не так, а тропинка может привести в никуда.
С другой стороны у нас преподаватели с подробнейшим планом, в котором указана каждая деталь: потому что так требует либо руководство, либо педантичность самого преподавателя. А вот большинство планов где-то посередине.
Иногда план — это лист в блокнотике, где указана страница учебника и наименование задания. Иногда, напротив, подробная инструкция со списками слов и вопросов. По мнению Хармера, самое главное — не форма плана, а сама идея того, что студенты должны достигнуть за данное занятие.
Кроме того, план имеет вторичные задачи:
- Фиксация того, что происходит на уроке.
- Напоминание преподавателю, что он собрался сделать на уроке, какие материалы использовать, и сколько времени потратить на то или иное задание.
Обобщая и подводя итоги, можно сказать, что Хармер придает большее значение предплановой работе, то есть анализу того, что за группа, что за помещение, в котором она будет заниматься, что у студентов не получалась, какой у них стиль изучения, на что надо обратить внимание при работе именно с этими студентами.