Здравствуйте, уважаемые авторы!
Прочитал на БС статью «Чего ждёт издательство от начинающего автора» (автор – Аня Тэ).
Статья хоть и короткая, но весьма полезная для понимания что, где и почему. Я хочу поделиться с вами некоторой схожей информацией. Правда, у меня речь пойдет не о книгах, а журнальном формате, и статья длинная. Но кому надо – тот дочитает )) Уверен, что не я один на сайте имею отношение к издательствам, и эти практические советы будут дополнены моими коллегами.
Итак,
КАК НАПЕЧАТАТЬСЯ В ЖУРНАЛЕ
Все пишущие мечтают издать свою книгу, а то и не одну, хотят быть востребованными редакциями и интересными для читателей. И это правильно! Иначе зачем писать, верно? Возможно, несколько простых правил помогут кому-то из вас увидеть свои творения опубликованными «на бумаге».
Говорю сразу: издательство книг и сборников – не моя тема. Об этом я знаю примерно столько же, сколько любой начинающий автор, поэтому ничего нового рассказать не смогу. Я хочу рассказать на что обратить внимание при работе с издательствами, выпускающими периодику.
Примечание 1: в основном я буду говорить только о художественных произведениях, хотя многое из этого можно экстраполировать и на тематические статьи. Если у кого-то возникнут вопросы по статьям, можно поговорить и о них.
Примечание 2 (важно!): сказанное мной не относится к чисто литературным журналам, речь пойдет только о тех газетах и журналах, где есть литературная рубрика.
ЧАСТЬ 1
Соответствие, бизнес, дедлайн и прокрустово ложе
Периодика, то есть газеты-журналы – совершенно отдельная сфера издательского дела, и она имеет свои специфические особенности. Сначала я обрисую требования, которые предъявляются к редакции и самому изданию:
1. Соответствие размещаемого на страницах издания материала теме или направлению. Всем понятно, что детская сказка не подойдёт взрослому журналу, а ужасы, эротика и триллеры не подходят для детишек.
2. Дедлайн – точно в срок. А лучше раньше срока, с запасом. Периодика – это конвейер, поточное производство. Если хоть один участок даст сбой, проблемы будут у всего издания: опоздают редактирование, корректура, верстка, подписание номера, передача в типографию, отправка оптовикам в регионы, доставка на прилавок. Итог: проблемы с рекламодателями (а реклама – основная и главная статья дохода). Полагаю, что никому не надо объяснять какими убытками это грозит издательству – оплата неустоек и штрафов с последующим уходом рекламодателей. На этой грустной ноте издание можно закрывать.
3. Объём публикуемого материала. Он должен соответствовать ёмкости рубрики – полосы (журнальной страницы) или разворота. Не больше и не меньше. Рубрика – это в прямом смысле слова литературное «прокрустово ложе». Даже если ваше произведение действительно гениально, но оно не вмещается или, наоборот, не заполняет требуемую площадь – оно никогда не будет взято в работу. Повторяю: никогда! Не питайте на этот счёт никаких иллюзий. Если редакционная политика такова, что произведения «с продолжением», или «несколько миниатюр» с общим нужным объёмом не публикуются, то хоть умоляйте, хоть угрожайте, хоть предлагайте вознаграждение, вам откажут. У нас стандартная журнальная полоса вмещает около 5000 знаков с пробелами, рассказ публикуется обычно на развороте. Значит, его объем должен быть около 10 000 знаков с пробелами.
4. Помните, что редакция – это не школа для начинающих авторов и не благотворительная организация. Ее главная задача – вовсе не продвижение талантов. Для этого есть другие организации и сообщества. Издательство – это в первую очередь бизнес. И во вторую, и в третью… Поэтому-то и «покупается» у авторов то, что потом можно перепродать с выгодой для себя. Хотя не скрою, приятно, когда удается «открыть» нового автора и таким образом совместить материальную часть с моральным удовлетворением.
ЧАСТЬ 2
О делягах и мохнатой лапе
В первой части речь шла о требованиях к самой периодике. Сейчас поговорим об авторах и их работах. Я часто слышу от многих начинающих авторов, рассуждающих на темы публикации, что, мол, сейчас можно опубликоваться только заплатив за размещение своего произведения. И что всякие «жучки-агенты от литературы» только и мечтают облапошить трудягу-писателя. Да, наверное, бывает такое. Но это не имеет никакого отношения к уважающим себя издательствам и изданиям. По крайней мере, мне такие случаи неизвестны. Еще говорят, что, мол, никуда не пробиться, что редакторы работают только со своими авторами, что материалы от новичков, не глядя, отправляют в корзину и т. д. Эти утверждения верны лишь отчасти. Да, есть специализированные рубрики для которых пишут несколько постоянных авторов. Редактору так проще по следующим причинам:
1. Он уже знает их уровень и уверен, что муть и халтуру они не подсунут. Хотя бывает всякое.
2. Им не приходится объяснять, что такое дедлайн, сроки и обязательства, а также о чем надо писать, спорить по поводу объёма и структуры текста. Им можно поручить написать материал под заказ.
3. Эти авторы не страдают отсутствием вдохновения. А если точнее, они просто не берут его в расчет. Они просто делают свое дело. Как на конвейере. Кстати, если есть желание, вы тоже можете стать постоянным автором и присылать, например, статьи на нужную журналу тему. Это вполне реально. Но я вам хочу сказать – это непростая работа, да и не особо денежная.
Так что «блат», конечно, может в чём-то помочь, но не так чтобы ах! Даже при суперзамечательных связях с редактором или главредом материал выбирается в первую очередь по его художественным достоинствам. Все вышесказанное касается специализированных рубрик и статей.
Художественная проза
С художественной прозой всё обстоит несколько иначе. Любая редакция, в изданиях которой есть литературные рубрики или страницы, всегда(!) заинтересована в постоянном притоке интересных авторов и хороших произведений. Причина проста и банальна: раз в неделю или в две, или в месяц вынь да положь рассказ, «закрой» рубрику. Кто-то нуждается в этом более остро, кто-то менее. Но поскольку любое издание мечтает жить долго, запас никогда не бывает лишним. Как и «свежая авторская кровь». Конкуренция всегда повышает уровень публикуемых материалов, и любой редактор предпочтёт иметь выбор, а не всовывать в журнал то, что он наскрёб по сусекам. И чем этот выбор богаче, тем лучше и редактору, и издательству.
ЧАСТЬ 3
Самоходы
Если вы не хотите, чтобы ваш «самоход» улетел сразу в корзину, а, наоборот, был рассмотрен редактором, для начала ознакомьтесь с тематикой издания, разберитесь – на какого читателя оно рассчитано. Специфика и тематическая направленность журнала очень влияют на отбор рассказов. Молодёжный журнал – это одно, для дачников-садоводов – другое, а детский – третье. Посмотрите тематику рассказов в этих журналах – подойдут ли ваши творения по направлению, по возрастной категории, по целевой аудитории? Но не в одном номере, а в нескольких. Прикиньте примерный объём знаков в литературной рубрике. Это можно сделать, найдя журналы в интернете. Скопируйте текст, загоните его в Ворд и гляньте сколько знаков с пробелами покажет счётчик. Вот примерно столько и должен иметь ваш рассказ.
Если у вас есть рассказы, которые по тематике вроде подходят для этого издания, уменьшите или увеличьте его до требуемого размера. Никогда не отправляйте материал, заведомо не подходящий по объёму, с приписками и просьбами вроде этой: «Вы там почитайте мой рассказ, и если он вам понравится, то я его сокращу (увеличу)». Никто это читать не будет, даже не надейтесь. Просто отправят в корзину. В лучшем случае ответят, что материал не проходит по размерам.
ЧАСТЬ 4
Вежливость, терпение и спокойствие
Здесь мы поговорим о том, как и в каком виде присылать материал в редакцию и как общаться с редакцией. То, о чем я скажу ниже, многим может показаться не стоящим внимания, однако это не так, уж поверьте. «Встречают по одёжке», и то, как вы себя покажете с первых строк – важно.
Меня не перестает удивлять манера многих авторов обращаться к редактору или редакции как к пустоте. Иногда пишут всего одно-два слова: «Вот». Или «Почитайте». Так и хочется сказать такому автору: Эй, парень! Тебе не в лом было наваять и прислать мне 30 тысяч слов, а на одно слово «Здравствуйте» – уже сил не хватило? Или буквы экономишь?
Признаюсь, иногда меня это выводит из себя и я отвечаю: «Что это было?» Получаю ответ примерно такого содержания: «ну… вы там разместили объявление…». Уважаемый, так в объявлении в первых строках было полное моё ФИО! Или только себя читаешь?
Или пишут: «Да я вообще в интернете, на фейсбуке, вконтакте и одноклассниках ни с кем не здороваюсь никогда! У меня там стотыщ подписчиков, чо, я к каждому буду «здрасть-пожалуйста» обращаться?». Ну так и размещай в «одноклассниках» свои опусы, кто ж тебе мешает?
Каюсь, иногда отвечаю резко:
«Имярек, если Вы обращаетесь к редакции как к пустоте, не рассчитывайте на ответ. Пустота она и есть пустота, что с нее взять?». Неловко объяснять взрослым людям прописные истины, но, увы, иногда приходится.
Итак, правило первое:
1. Не забывайте об обычных правилах общения – здоровайтесь. Если вы знаете имя человека, в адрес которого отправляете письмо – обращайтесь по имени (отчеству). Кстати, все выходные данные – имена главного редактора, редакторов, обязательно есть на второй или предпоследней странице издания. Там же есть и электронный адрес по которому вы можете отправить свои работы, обязательно с пометкой в названии темы: «Прошу посмотреть рассказ» или что-то в этом роде. Если у вас завязалась какая-то переписка, но имени не знаете, не постесняйтесь спросить: «Простите, как мне к Вам обращаться?» Можете сказать о себе: прошу обращаться ко мне Ваня. Или Эммануил Спиридонович. Или Эльжбета Брониславовна. Это нормально. И рекомендую не злоупотреблять новомодными веяниями, обращаясь к собеседнику всегда по имени. Согласитесь, странно, когда 17-летний юноша обращается к 70-летней женщине-редактору по имени – «Катя».
Прошу понять меня. Я не призываю заискивать перед редакцией, унижаться, юродствовать, стелиться под ноги, слезно молить. Ни в коем случае! Чувствуйте себя партнёром или позиционируйте себя как вероятного партнёра. Равного партнёра! Но если вы ждете уважительного к себе отношения, относитесь к редактору уважительно и сами. Помните – редакция вам ничем не обязана.
Правило второе:
2. Я понимаю, что многие из нас сжились со своими никами и псевдонимами настолько, что они уже стали нашей неотъемлемой частью, вторым, а то и первым именем. Но если вы подписываете им своё произведение, то помните, что печатное издание – это не интернет-форум. Имя (псевдоним) должны соответствовать изданию. Никаких «Пышечек-Кошечек», «Мишек-Мальчишек», «LKS-93» и тому подобного. Это должны быть внятные, привычно звучащие имя и фамилия (псевдоним). Хотя и тут фантазия авторов не знает границ. У меня был случай, когда автор хотел подписаться весьма экзотичным псевдонимом, при этом обладая великолепной, звучной, запоминающейся фамилией. Я даже позавидовал!
ЧАСТЬ 5
Оформление текстов
О грамотности говорить не буду – это очевидно и дополнительных пояснений не требует.
Итак:
1. Один файл – одна работа (рассказ или статья)! Железно! Никаких сборников рассказов в одном файле! У меня был случай, когда автор прислал 2 Мгб(!) текстов одним файлом. Там было более 60 рассказов! И как прикажете с ними работать? И вообще, никогда не присылайте сразу всё, что было вами написано за всю предыдущую жизнь. Не рискуйте. В лучшем случае прочтут наугад два-три рассказа и, если их уровень покажется неудовлетворительным, всё ваше творчество скопом будет отправлено в корзину, вместе с возможными шедеврами под номерами 7, 16 и 28. Никто не будет в стоге сена искать вашу иголку. Отнеситесь к выбору ответственно – посоветуйтесь с друзьями, дайте на прочтение бета-ридерам, гляньте отзывы на свои рассказы. И пришлите один-два. Максимум – три. И то, это уже перебор. Если вам откажут, через неделю-другую (не раньше!) пришлите ещё один-два. И т. д. Не расстраивайтесь, если ваши работы не приняли сразу. Не взяли этот рассказ – может быть, возьмут следующий. Помните, у редактора свой взгляд на ваше творчество и ваши взгляды могут не совпадать.
2. Каждый рассказ должен быть подписан не только в названии файла, но и в тексте. Название файла примерно такое: "Как я побывал у Христа за пазухой"_11 500 зн_Васисуалий Лоханкин.
В тексте обычно авторство указывается в правом верхнем углу или в конце слева. Опять повторюсь – не рискуйте! Как-то раз отличный рассказ (я получил его в наследство от другого редактора) не был опубликован только потому, что невозможно было определить авторство. Ни в названии файла, ни на странице с текстом имя автора не было указано. А почтовый ящик почистили, удалив старые письма. И вместо удовлетворения результатом получилось двойное разочарование – и у автора, и у редакции.
3. Форматирование текста
* Забудьте про все экзотические шрифты, про виньетки и рюшечки, всякие написания лесенкой, горкой, столбиком, КАПСОМ, полужирным текстом и прочие визуальные изыски. То же самое касается курсива. Им можно пользоваться, но в очень ограниченном количестве и только в виде исключения. Вы в данном случае не дизайнер-верстальщик. Все сделают за вас и сделают как надо. И помните, что даже если ваш текст проверяли до этого 3 редактора и 5 корректоров, в серьезном издательстве это будет проделано заново.
*Как правило редакции используют классический шрифт Times New Roman. Размер – 12 или 14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5 (сноски, вставки, примечания – 12-й кегль). В любом случае, если у вас уже приняли одну работу, поинтересуйтесь у редактора каким шрифтом, кеглем и с каким межстрочным интервалом вам следует присылать следующие материалы. Мелочь? Не скажите! Это продемонстрирует ваше уважение к редактору с которым вы взаимодействуете.
* Не делайте отступ красной строки. Вообще не делайте! Просто жмёте ENTER и этого достаточно. Отступы в абзацах (если они потребуются) дизайнер-верстальщик сделает сам. И уж тем более не выделяйте красную строку нажатием десяти пробелов.
* После окончания предложения не ставьте лишние пробелы. Если у вас следующее предложение начинается с красной строки, то после точки у предыдущего предложения пробел не ставится. Кстати, это сэкономит вам не один десяток знаков, которых иногда ой как не хватает!
* Не путайте дефис с тире. Это совершенно разные знаки препинания. И многоточие – это только и исключительно три точки, а не пять и не двадцать три.
* Не «растягивайте» текст по всей ширине страницы, «прижимайте» его к левому краю. Отступ слева – 2,5-3 см, справа – 1,5-2 см. Это объясняется тем, что при «растяжении» визуально не видны лишние пробелы между словами, предложениями, знаками препинания. Разумеется, всё это может сделать и редактор, и корректор, и верстальщик. Но это отвлекает от самого текста, вызывает досаду. Вряд ли вы хотите, чтобы редакция была настроена против вашего материала уже из-за одной его неаккуратной подачи.
4. Разбивайте текст на главы, отмечая их римскими цифрами (хотя здесь возможны варианты). Просто имейте в виду, что сплошной текст на журнальной полосе смотрится невыгодно и может «испугать» читателя. Глав даже в коротком рассказе может быть от четырёх до восьми. Подобное разделение придаёт рассказу некую визуальную динамику. Если говорить метафорично, читателю не придётся нудно «пробежать» тысячу метров, а сделать пять-семь рывков по 150-200 метров. Согласитесь, это выглядит полегче.
Ваш текст редактор всё равно разобьёт. Так лучше сделайте это сами. (Или поинтересуйтесь – надо это делать или не обязательно?)
5. Помните, что редактирование текста есть всегда! В большей или меньшей степени. Тем, кто категорически против любого (до буквы) вмешательства в своё произведение (а такое встречается), советую издавать свои работы самостоятельно. И помните также, что никто с вами эти мелкие изменения обсуждать не будет. Редакции обычно по этому вопросу в полемику с авторами не вступают. Обсуждение может быть только тогда, когда правки влияют на сюжет.
6. Не ждите рецензий. Никогда! Если вам ответили отказом с объяснением причин, считайте, что вам крупно повезло. Рецензирование – это отдельная работа, требующая серьёзных трудозатрат и времени. Есть (бес)платные рецензенты, обращайтесь к ним. Хотя иногда «под настроение» редактор может высказать своё мнение о вашей работе. Но это уже его личное отношение к вам или к произведению, своеобразный бонус, подарок.
И если вы начали работать с одним журналом, никогда не отправляйте один и тот же материал в другое издательство. Если вас на этом поймают, с вами просто перестанут работать. Если вам отказали или не отвечают, тогда спросите о перспективах, и если их нет, отправляйте свои работы в другое издание.
***
Я очень надеюсь, что эти простые правила и рекомендации помогут вам найти свою нишу, реализовать творческие мечты. Помните, читатели (да и редакции) ждут ваши произведения – яркие, необычные, интересные! Не лишайте их (да и себя) такого удовольствия лишь из-за того, что вы оказались небрежны в общении или ленивы в оформлении своих работ.
Я искренне желаю вам даже не удачи, а успеха!
PS
И еще раз уточню: когда я рассказывал про ограниченный и жесткий объем рассматриваемого редакцией текста, я не говорил о литературных журналах. Там другие требования.
Автор: Александр Джуга
Источник: https://litclubbs.ru/posts/6077-kak-napechatatsja-v-zhurnale.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: