Найти в Дзене

Противодействие незаконному обороту продукции. Рынок цемента и бетонных смесей

Журнал «Стандарты и качество», сентябрь 2023
Рубрика: В фокусе внимания
Автор: Наталья БЫКОВА

В августе в Москве на базе Международной ассоциации «Антиконтрафакт» состоялась пресс-конференция «Обязательное подтверждение соответствия и возвращение государственного контроля как эффективные меры для снижения объема фальсифицированной продукции на рынках цемента и бетонных смесей». В рамках мероприятия обсуждались современные методы защиты от проникновения на рынок некачественной продукции, НО «Союзцемент» представил результаты оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия в отрасли[1].

С приветственным словом к участникам обратилась генеральный директор Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова. Она отметила, что в России проблема фальсификата и контрафакта стоит остро и для ее решения необходима серьезная системная работа, обмен методами и средствами противодействия, в том числе на международном уровне.

Выступление Дарьи Мартынкиной, исполнительного директора НО «Союзцемент» — некоммерческой организации, объединяющей ведущих производителей цемента Евразийского экономического союза (ЕАЭС), — было посвящено вопросам обеспечения безопасности строительства. Она пояснила, что цемент — базовый строительный материал, без которого не может быть возведена ни одна конструкция, цемент — это ее прочность, а значит, безопасность. При этом цемент — нормированный продукт: несоблюдение ГОСТов несет в себе несколько видов угроз.

Основная угроза — жизни и здоровью граждан в результате обрушения зданий или сооружений. Большая часть реализуемых в стране нацпроектов предполагает возведение значительного числа капитальных строений, интенсивное строительство идет в новых регионах. Использование некачественного цемента может вызвать
серьезные риски: повышенный радиационный фон, воздействие вредных химических веществ, признание через короткий срок новых объектов аварийными.

Д.Ю. Мартынкина, К.В. Леонидов, Л.А. Бондарь (слева направо)
Д.Ю. Мартынкина, К.В. Леонидов, Л.А. Бондарь (слева направо)

Вторая угроза — это финансовые потери государства, связанные с недополученными доходами от налогов. Третья — ущерб от фальсифицированной продукции для добросовестных производителей, которые теряют свою долю рынка, проигрывая в конкурентной борьбе, так как фальсификат продается по демпинговым ценам. Добросовестные производители вкладывают средства в развитие капиталоемкого и энергоемкого производства, более дорогие и качественные материалы, в обеспечение экологической безопасности, заботятся о соблюдении трудового законодательства и т.д. Производители фальсификата сами освободили себя от такой нагрузки.

Неочевидный вид рисков — ущерб гражданам как потребителям. Это важный аспект, поскольку, по данным Росстата, в структуре жилищного строительства почти 56% приходится на индивидуальное жилищное строительство.

Государство уже реализует меры защиты от некачественной продукции. С 2016 г., т.е. с момента введения обязательной сертификации цемента, действовавшей в связке с госконтролем за оборотом на внутреннем рынке и инспекционным контролем за импортом цемента, ввозимого из государств, не входящих в ЕАЭС, доля фальсификата неуклонно снижалась: если в 2015 г. она составляла примерно 18%, то к 2020 г. снизилась до 6%. Однако в марте 2020 г. Правительством Российской Федерации введен мораторий на проведение плановых проверок со стороны органов государственного контроля (надзора), который не только действует в настоящее время, но и продлен до 2030 г. Кроме того, в результате реализации механизмов регуляторной гильотины по Федеральному закону от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ[2] (далее — закон № 170-ФЗ) в целях снижения административной нагрузки на бизнес упразднены контроль и надзор за оборотом ряда строительных материалов, в том числе цемента. Это запустило процессы возвращения качества и безопасности цемента к «досертификационному» уровню: доля незаконного обо­рота по сравнению с показателями 2020 г. увеличилась более чем в три раза и превысила 20% (см. рисунок).

Снижение административной нагрузки на бизнес — безусловно, важная государственная задача, но не в тех случаях, когда речь идет о безопасности. Производство цемента — это сфера, где отмена госконтроля недопустима, поскольку качество строительных материалов напрямую связано с защитой жизни и здоровья граждан. За возвращение госконтроля на рынок цемента выступают Мин­промторг России, Минстрой России, Росстандарт, Государствен­ная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и многие другие некоммерческие объединения. К сожалению, Минэкономразвития России, инициа­тор закона № 170-ФЗ, не поддерживает позицию остальных ведомств.

Важно подчеркнуть, что госконтроль за оборотом цемента не заменяет ни один другой вид контроля. Сейчас органы по сертификации контролируют производителя, которому выдавали сертификат: осуществляют дорыночный контроль продукции. Органы по сертификации, в свою очередь, контролирует Росаккредитация. У крупных строителей есть свой входной контроль, включающий лабораторные исследования, который препятствует использованию фальсифицированной продукции. Тем не менее более половины строек в стране приходится на индивидуальное жилищное строительство, и единственным барьером для вхо-да фальсифицированной продукции становится рыночный контроль.

Динамика доли незаконного оборота цемента, 2015—2022 гг.
Динамика доли незаконного оборота цемента, 2015—2022 гг.

Таким образом, возвращение государственного контроля (надзора) за оборотом отдельных видов стройматериалов, в том числе цемента, — необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность (см. таблицу).

Таблица.  Ущерб от незаконного оборота небезопасного (не соответствующего требованиям) цемента на рынке Российской Федерации
Таблица. Ущерб от незаконного оборота небезопасного (не соответствующего требованиям) цемента на рынке Российской Федерации

Константин Леонидов, председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промыш­ленной палаты Российской Федера­ции (ТПП РФ), предложил обратиться к истории вопроса. Он напомнил, что ранее стандарты были обязательными, надзор за их соблюдением осуществлял Госстандарт и ни одно предприятие не могло выпустить продукцию, не соответствующую требованиям стандартов, т.е. вероятность появления на рынке контрафактного продукта сводилась к минимуму.

В процессе либерализации экономики в отсутствие государственного регулирования на рынок хлынул поток некачественных товаров, импортной продукции зачастую сомнительного происхождения. Чтобы защитить потребителя, стали вводить механизмы сертификации. К сожалению, в отношении строительных материалов этот процесс затянулся, поскольку на рынке было два регулятора: Минпромторг России, обеспечивающий производство, и Минстрой России, отвечающий за использование строительных материалов. Разработка технического регламента о безопасности строительных материалов, объектом регулирования которого в том числе является цемент, еще продолжается.

Первым шагом в решении этого вопроса стало принятие в рамках ЕАЭС технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «О безопасности автомобильных дорог», который установил требования к цементу, предназначенному для строительства автомобильных дорог; входной контроль осуществляется, поэтому в отношении данного объекта была принята более мягкая форма подтверждения соответствия — декларирование. В результате доля фальсификата на рынке цемента для строительства автодорог остается незначительной.

С чем же связан рост доли фальсификата цемента промышленного назначения? В результате реформы системы государственного контроля (надзора) и введения ряда мораториев на проверку бизнеса этот показатель значительно вырос. ТПП РФ поддерживает позицию, что в сфере технического регулирования обязательный государственный контроль необходим, без него она малопродуктивна.

Решение о восстановлении государственного контроля уже принято на уровне правительства, идет рассмотрение проектов реализации данной задачи. Константин Леонидов выразил надежду, что в ближайшее время государственный контроль будет возвращен.

Любовь Бондарь, президент Ассо­циации по техническому регулированию «АССТР», представила итоги анализа эффективности обязательной оценки соответствия цемента и смесей бетонных, в том числе работы органов по сертификации, в условиях действующего регулирования, провела оценку результативности введения обязательной сертификации цементов и обязательного декларирования смесей бетонных на основе специально разработанных и уточненных критериев, дала рекомендации по совершенствованию регулирования оценки соответствия цементов и смесей бетонных[5].

Результаты исследования выявили, что имеющиеся нарушения процедур оценки соответствия цемента со стороны органов по сертификации способствуют выпуску в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям. Также одной из причин резкого увеличения доли незаконного оборота цемента, произошедшего в 2021—2022 гг., является подмена обязательной сертификации цемента декларированием соответствия требованиям ТР ТС 014/2011.

Таким образом, дорыночный контроль при отсутствии рыночного контроля демонстрирует свою неэффективность.

Что касается рынка смесей бетонных, то к росту доли фальсифицированного товара привели следующие факторы: декларация о соответствии смесей бетонных регистрируется в реестре Росаккредитации само-стоятельно изготовителем; отсутствуют обязательные требования к аккредитации испытательных лабораторий, проводящих испытания смесей бетонных в целях обязательного подтверждения соответствия; упразднен государственный контроль за обращаемой продукцией.

Анализ динамики рынка доказывает, что подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя — неэффективная мера применительно к смесям бетонным ввиду полного отсутствия дорыночного контроля.

Обсуждение данной темы в ходе конференции показало, что стабилизация ситуации на рынке цемента и бетонных смесей требует принятия комплекса мер, ключевые из которых: отмена моратория на проверки, как плановые, так и внеплановые; возврат государственного контроля соответствия продукции национальным стандартам на цементы, смеси бетонные, сухие строительные смеси, которые сегодня, согласно постановлению Правительства РФ № 2425[6], являются обязательными.

[1] См. также журнал «Контроль качества продукции» № 9, 2023 г., стр. 30—34.
[2] Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
[3] По данным из отчета о результатах введения обязательной сертификации цементов за 2020 г. ООО «МТИ».
[4] Согласно аналитическим данным СМ PRO.
[5] Более подробно читайте в следующих номерах журнала «Стандарты и качество».
[6] Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество