Друзья, привет. Как и обещала, возвращаюсь к теме формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков в части приёма пищи.
Обратимся к Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Я долго изучала её на предмет наличия хоть чего-то касающегося КГН. Пришлось воспользоваться поиском по документу. Нашла. Можно улыбнуться. Читаем.
ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и др.) (из Планируемых результатов в раннем возрасте)
ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и т.п., соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье (из Планируемых результатов в дошкольном возрасте)
Дальше пошел содержательный раздел Программы и образовательная область "Физическое развитие". Смотрим.
Педагог помогает осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть ложкой, пользоваться личным полотенцем и др.) (от 1 года до 2 лет)
укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни (от 2х до 3х лет)
закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни (от 3х до 4х лет).
Итак, максимально что можно узнать насчет приема пищи - это написано в разделе от года до двух лет. А с четырех этот пункт вообще благополучно пропал. В ФОП - все.
Письмом от 16 августа 2023 г. Министерство просвещения РФ направило в образовательные организации Методические рекомендации "по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее соответственно - Методические рекомендации, ФОП ДО)", а так же "ответы на типовые вопросы по внедрению ФОП ДО в образовательную практику".
Там этого нет от слова совсем. Вот, собственно, и все. Ха-ха. Теперь каждый будет понимать культурно-гигиенические навыки в части приема пищи лишь так, как позволяет ему воспитание собственное. Вилок нет? Так вообще-то не написано нигде об этом. Ну, вы поняли.
На самом деле мы немного не об этом. А о том,
Как попытаться сделать так, чтобы дети ели
И в идеале - ели аккуратно. Это разговор не одной статьи, но здесь обращу внимание на самую базу и некоторые игровые приемы.
Сервировка и дежурство в детском саду
Объединю эти пункты. Конечно, во всех садах условия совершенно разные и даже зачастую диаметрально противоположные. Но стол должен быть накрыт так, чтобы за него хотелось сесть. Я не про ресторанную атрибутику. И не про вазы с цветами на столах (как-то встречался такой пример в одной из опубликованных в интернете консультаций для педагогов). Но красивые салфетки под тарелки, салфетницы, хлебницы - все это детям очень нравится.
Никогда не забуду, как на первом моем месте работы в тихий час за чаем я занималась документацией, а младший воспитатель в целях экономии нарезала салфетки. Понимаете, детям важен скорее сам факт утереться этой салфеткой, а не быть чистым. А вот как раз первое рождает второе. А в старшей группе уже можно и детям дать ножницы. Включите это в дежурство. Вот и в календарный план будет что вписать.
Что ещё касается дежурства. Я всегда говорю, что мы недооцениваем наших детей. Дети могут разложить салфетки, столовые приборы и даже расставить чашки. Почему нет? Они любят помогать. Правда. Тем более уверена, что дома такой возможности чаще всего им не предоставят.
Про приборы
Был случай в моей практике. В ходе оперативного контроля выяснилось, что детям старшей группы не дают в обед вилки. Это неправильно. На вопрос, почему, мне ответила, внимание, младший воспитатель: они не умеют ими есть. Ну, я думаю, вы примерно поняли, почему на самом деле. Наверное, кто-то хотел поменьше мыть посуды. Воспитатель молчала. А как дети научатся, если вы не даёте? Мало того, у детей котлеты в тарелках. Хорошо, верим на слово. Плохо справляются вилками? Дайте тем, кто умеет. И по мере готовности детей выдавайте следующим. При этом не говоря о том, что ты не умеешь, вот и ешь ложкой. Предложите вилку для того блюда, с которым справиться не составит труда. Тушёный картофель - это же не котлета? А котлету младший воспитатель вполне может помочь разрезать. Не получается и с картофелем? Не переживай, бери ложку. В следующий раз обязательно получится. Ребёнок должен понимать, что в него верят. И он будет стараться.
Часто приходится слышать от воспитателей следующее: ешь аккуратно. А аккуратно - это как? Я к тому, что если в младших группах не обращать на это внимания, а в старшей вдруг начать по этому поводу переживать - поздно. Эта работа должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. И чем раньше - тем проще будет потом. Это как с дисциплиной. Дал слабину в самом начале - мучайся до выпуска.
Совершенствуем культурно-гигиенические навыки в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Неаккуратно ест суп? Из ложки расплескивается? Игровые приёмы в помощь. Конечно, устраивать эстафеты с переносом воды в ложках не нужно. Это опасно. А вот использовать для этого познавательно-исследовательскую деятельность вполне. Возьмём тему "Объем" и поработаем с условной меркой. Берите ложку чайную и ложку столовую и наполняйте стаканы. Работать нужно аккуратно, чтобы результат был точным. Не торопиться, стараться не расплескать. И перемещаем воду из одной ёмкости в другую при помощи ложек, а затем считаем количество и делаем вывод. Убили двух зайцев.
Пример взрослого в формировании культурно-гигиенических навыков дошкольников
А вообще, не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. Этой средой являются взрослые в образовательном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро.
В разных садах по разному, но, например, на моем первом месте работы в расчётных листках у нас была графа "Питание", и ежемесячно вычиталась из зарплаты определённая сумма. То есть воспитатели и младшие воспитатели обедали. Так что мы можем требовать от детей, если воспитатель и младший воспитатель в ходе обеда, пардон, треплются в полный голос. Дети ощущают несправедливость. Время для взрослых бесед не по существу своей профессиональной деятельности - в тихий час.
Игровые приемы в процессе формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков
«Не будешь есть – останешься маленьким». Слышали подобные угрозы? Нельзя сосредотачивать внимание детей на недостаточности их аппетита. Здесь работает только наоборот. Хорошо поел? Наверное даже вырос. Давай-ка проверим. Организуйте в обеденной зоне что-то типа ростомера и вперед! Обычно дети активно подключаются к этой своеобразной игре.
Что касается игровых персонажей, которые приходят в гости и грустят. И детей просят хорошо покушать, чтобы поднять настроение этому персонажу. Я противник этих методов, поскольку такой подход может стать одной из причин нарушения пищевого поведения. Есть для того, чтобы кому-то было хорошо - это неправильно.
А вместо грустных героев на столах можно разместить Аскорбинку и её друзей, которые будут приходить в гости к ребятам с периодичностью, в зависимости от меню. Сегодня омлет? В гостях у ребят кальций, он нужен нам для того, чтобы кости росли крепкими. Борщ? Картофельное пюре? И так далее. Со временем дети запомнят имена их новых маленьких друзей и даже смогут расставлять их самостоятельно на столах во время дежурства, ориентируясь на меню.
Компромисс в процессе формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков
Можно попробовать договориться с ребенком. Это неплохой вариант. Предложите съесть столько ложек, сколько лет малышу. Ребёнок обязательно пойдёт на компромисс и есть шанс, что попробовав блюдо, оно ему понравится.
Много написала. Не будем делать лонгрид. Ну а напоследок классика, про которую часто забывают. Беседы о пользе продуктов питания, просмотр мультфильмов, чтение тематической литературы, потешек и стихов, дидактические игры "Полезно - вредно", "Варим борщ/компот", "Из чего приготовлено", игры с куклой (накорми и так далее). Дети сейчас другие, но эти приемы остаются действенными.
Ставьте лайк, если статья была вам интересна и полезна. Поделитесь в комментариях своими приемами. Как вы преодолеваете трудности в процессе организации питания дошкольников? Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов.
А завтра пятница. С завершением рабочей недели. Всем классных выходных.