Найти тему

Артиллерия русских броненосцев начала ХХ века

Здравствуйте мои дорогие любители волшебного пластика. Когда я опубликовал в своем блоге чертежи броненосца типа «Бородино», я даже и представить себе не мог, что это приведет меня в пучину изучения драматических событий противостояния России и Японии на Дальнем Востоке.

И вот я из моделиста превратился в историка и исследователя. Надеюсь вы разделите со мной интерес к тем событиям.

Броненосец «Бородино»
Броненосец «Бородино»

Уж больно животрепещущая тема. Уж больно разгромный результат. И нет однозначных и простых ответов, почему такое произошло. Как было бы просто нам сказать: «Мы проиграли потому что наши броненосцы были плохими», но история не дает нам шансов так поступить.

В дыму давно закончившихся сражений все не так однозначно и прямолинейно. Горькие плоды поражений кроются в полутонах и не явных на первый взгляд аспектов. Что бы докопаться до понимания причин нужно сравнивать и изучать многие вспомогательные и частные аспекты.

Новейшие броненосцы Российской Империи не были плохими, ни сами по себе, ни в сравнении со своим главным оппонентом.

Сегодня поговорим об артиллерии российских капитальных кораблей. Пушки, это основной фактор проецирования силы на море в тот момент. Соответственно, они являются краеугольным вопросом для понимания того, почему все вышло так, а не иначе. Я сначала хотел просто перечислить типы артиллерийских систем, с кратким описанием их параметров, но в какой-то момент понял, что это не откроет нам ничего нового, и решил разбавить рассказ беседой о том в какой среде эта артиллерия должна была работать.

Как оно все работало, и что общего у броненосцев с баттлмехами

Начнем с того, что на конец XIX начало XX века броненосцы конструктивно хоть и значительно отдалились от парусных линейных кораблей, идеологически все еще продолжали ими быть. И роль артиллерии на них была примерно такой же.

 Здравствуйте мои дорогие любители волшебного пластика.-2

Осыпать врага многочисленными залпами орудий, постепенно выводя из строя множественными попаданиями. Мысль о том, чтобы нанести непоправимый ущерб несколькими, или даже одним мощным ударом, конечно уже витала в умах, но все еще не могла быть реализована в достаточной мере, ввиду недостатопрогресса в качественных характеристиках тяжелых орудий. Они имели невысокую скорострельность, не очень удобное обслуживание, не сильно хорошую баллистику.

Парусные линкоры, дедушки броненосцев
Парусные линкоры, дедушки броненосцев

В общем и целом, флоты все еще в немалой степени надеялись на сближение и затыкивание друг друга скорострельной казематной артиллерией среднего калибра. Главный калибр расценивался как вспомогательный. Да что уж говорить – таран, все еще расценивался как вполне живой способ ведения борьбы с равноценными кораблями противника.

Сражение при Лиссе. Последняя таранная свалка
Сражение при Лиссе. Последняя таранная свалка

В конце концов Лисса была относительно недавно и там таран сказал свое слово. Время концепции ALL BIG GUNS придет чуть позже.

Поэтому, по факту, моряки броненосного флота находились в некотором идейном кризисе мысли, который вел к самоуспокоенности. Ну правда, что может пойти не так. Мы сближаемся с эскадрой противника, обстреливаем его из всех орудий и в целом расходимся. При этом схемы бронирования уверенно позволят парировать удары. Ну кого-то может поубивает, какие-то корабли повредятся, но они с высокой вероятностью уцелеют и вернуться на базу. Где будет ремонт и следующего такого же сражения. Утрированно конечно, но противостояние снаряда и брони завело военно-морскую мысль в позиционный тупик. Кампания сводилась к постепенному снижению боеспособности ядра флота. Да, конечно, позднее тупик будет преодолен, появлением дредноутов, эффективных мин и подводных лодок, но пока всем этим средствам еще только предстояло пройти проверку.

И тут внезапно мы переместимся в 3050 год. Я долго думал над примером для наглядности и пришел в голову такой вот «кейс» из моего детства.

Баттлмехи, лучший пример для иллюстрации доктрины броненосцев
Баттлмехи, лучший пример для иллюстрации доктрины броненосцев

Если кто знаком с циклом книг и игр из серии Battletech, там был такой тезис. Подразделение баттлмехов, в бою против равнозначного противника может рассчитывать, либо на молниеносное разрушение машин оппонента, либо, если этого не произошло, на достаточно долгое маневрирование с интенсивным боевым воздействием. При этом, подразумевалось постепенное снижение боевого потенциала оппонентов. Когда повреждения достигали критического уровня, одно из подразделений баттлмехов резко теряло возможность к сопротивлению и полностью выходило из строя.

Примерно то же самое произошло при Цусиме.

 

Стандарт – это всегда хорошо. Но достаточно ли?

Стараниями многих публицистов и писателей, сложился образ архаичности русской корабельной артиллерии.

Это было совсем не так. На момент русско-японской, артиллерия русских броненосцев была стандартизирована и укомплектована местами очень неплохими образцами, по крайней мере номинально.

Во-первых, само наличие стандарта вооружения, говорит о высоком уровне теоретической и штабной мысли.

Во-вторых, это были преимущественно современные и эффективные системы, на уровне идей того времени. Да, русские адмиралы не смогли посмотреть на шаг вперед, но можем ли мы их обвинять в этом? Не уверен.

В-третьих, это были серийные и освоенные отечественной промышленностью образцы, хорошо освоенные и в производстве, и в эксплуатации.

Недостатки артиллерийских систем крылись в слабости технологической базы Российской Империи. Качество артиллерийских систем в части изготовления оставляло желать лучшего. Во время обоих крупнейших сражений русско-японской, в ходе интенсивной стрельбы, орудия выходили из строя. Трудно сказать, были ли это недостатки металлургов, недосмотр инженеров или халатность рабочих.

Ретвизан после боя в Желтом море
Ретвизан после боя в Желтом море

А вот со снарядами все было не очень хорошо. Русский бронебойный снаряд был откровенно неудачен и слаб. Хоть в начале XX века состоялся массовый переход на стальные закаленные снаряды, в боекомплектах эскадры Порт-Артура было все еще много чугунных снарядов снаряженных дымным черным порохом, имеющим крайне слабое бризантное действие. Более прогрессивный пироксилин использовался в стальных снарядах, но количество самого взрывчатого вещества было недостаточным. В зависимости от типа снаряда он содержал 1,6-1,8% взрывчатого вещества. Так же много написано про тугой взрыватель, который не срабатывал, пробивая легкие конструкции японских кораблей.

Сравнение 305 мм снарядов
Сравнение 305 мм снарядов

В этом смысле японцы подобрали в качестве основного более удачный фугасный снаряд. Здесь, возможно так же прослеживается след позиционного тупика брони и снаряда. Если мы не можем пробить броневой пояс, давайте не будем даже пытаться. Мы все равно не потопим броненосец противника. Наша задача нанести ему как можно более тяжелые повреждения, которые сложно и неудобно исправлять. Пусть стоит в порту и ремонтируется. Это тоже конечно была в некотором роде экзотическая импровизация, но она сработала. При этом, сработала даже лучше, чем рассчитывали.

Сами пушки

Самым мощным огневым средством броненосцев Российской Империи была 305мм Обуховская пушка длинной ствола в 40 калибров. Орудие считалось вполне прогрессивным, однако недостаточным была скорость открытия и закрытия затвора, что по факту серьезно снижало скорострельность русских броненосцев. На броненосцах типа «Полтава» произведение неприцельного выстрела занимало 2-2,5 минуты, сильно меньше чем у иностранных кораблей линии. Теоретическая дальность стрельбы 29 км, начальная скорость снаряда 740 метров в секунду. Что примечательно, несмотря на то, что последними штатно эти пушки получили красивейшие линкоры типа «Андрей Первозванный», в Первую Мировую, выпуск этих орудий был восстановлен, для потребностей береговой обороны.

Обуховская 12-дюймовка на примере Ретвизана
Обуховская 12-дюймовка на примере Ретвизана

Еще одним главным калибром броненосцев была 254 мм орудие Бринка производства Обуховского завода. С длиной ствола в 45 калибров. С начальной скоростью чуть меньше 700 метров в секунду, орудие имело дальность огня в 20 км. Разработанная прежде всего для броненосцев береговой обороны и перекочевавшая на «пересветы», эта пушка выглядит во всем уступающей своей «двенадцатидюймовой» сопернице. Даже то, что это орудие имело самый мощный в российском флоте фугасный снаряд и более высокую скорострельность, не очень оправдывает выбор этой системы для кораблей первой линии.

Башня 10 дюймов броненосца «Пересвет»
Башня 10 дюймов броненосца «Пересвет»

152-мм морская пушка Канэ, стала настоящей звездой средней артиллерии русского флота. В качестве стандартного вооружения применялась на всех броненосцах. Обладала высокой скорострельностью, до 10 выстрелов в минуту и высокой начальной скоростью снаряда, в 790 м/с. Данные пушки оказались настолько удачными, что в своем береговом варианте прослужили до Великой Отечественной. В целом эта пушка, наиболее полно отражало идею скорострельного затыкивания броненосца противника градом снарядов.

Шестидюймовка Канэ
Шестидюймовка Канэ

76-мм пушка Канэ, еще одна довольно живучая артсистема, постепенно эволюционировавшая во флотские зенитки, на момент описываемых событий было настоящим атавизмом. Судя из названия: «противоминный» калибр, призван был бороться с миноносцами. Но эти шустрые кораблики так быстро эволюционировали, что быстро переросли мощь трехдюймовой пушки. Между тем, данная пушка била почти на 10 км со скорострельностью 12 выстрелов в минуты, что в целом тоже делало ее условно подходящей под задачу закидывания вражеского корабля маленькими и не очень убойными снарядиками. По факту же, эти пушки на кораблях скорее несли вред, отнимая бесценное водоизмещение и нарушая целостность бортов.

Трехдюймовка Канэ
Трехдюймовка Канэ

При этом, 76мм был не самый маленький калибр. На броненосцах устанавливались и более мелкие пушки калибра 47 мм конструкции Гочкиса. Тоже противоминный калибр, но совсем уж архаичный. Высокая скорострельность и скорость наведения по идее должно было сделать эту артиллерийскую систему оружием последнего шанса против минных катеров и прочих пращуров москитного флота, но в реальности налицо было ничтожное могущество снарядов. Попытка сделать своеобразный прообраз «эрликона» времен Второй Мировой натолкнулась на несовершенство инструмента

 

Малышка Гочкиса
Малышка Гочкиса

Что же в итоге

Вооружение броненосцев российского флота безусловно укладывается в работоспособную и достаточно эффективную систему.

Но, были и недостатки, которые внесли свою лепту в негативный исход. 

Попробуем перечислить их:

1. Два главных калибра. Десятидюймовки и их носители оказались явно лишними в линии. Два калибра с разными снарядами и баллистикой это всегда не очень хорошо. И в части снабжения, и в части обслуживания, и в части ведения огня. 

2. Наличие развитой мелкокалиберной артиллерии, состоящей из двух калибров 76 и 47 мм. Атавизм прошлой эпохи, что бы заместить который нужна была Цусима. Вряд ли можно упрекнуть в этом наших морских чиновников всерьез, ведь никто не мог до конца разгадать характер будущей войны. Но почему-то хочется видеть высших чинов флота Империи сильно более дальновидными. 

3. Низкое качество приемки артиллерии. Наверное, по-другому быть и не могло. России понадобилось 50 лет и две мировые войны, чтобы создать блестящую систему военной приемки. Непонятно, что могло случиться что-бы российская промышленность избавилась от военного брака в начале века.

4. Недостаточная мощность снарядов главного калибра и низкая скорострельность орудий главного и вспомогательного калибра. Об этом много писалось и говорилось. Российский флот где-то заигравшись в инновационность утратил прагматичность. А второго шанса ему уже не дали. 

Такой вот получился обзор, мои дорогие читатели. Он в некотором роде экспериментальный. Если вам интересно рассмотреть какие-то еще темы касательно тех событий, пишите в комментариях. 

Всем творчества! Всем креатива!