Броненосцы типа «Бородино». Если обратиться к истории Российского флота, наверное, нет явления более противоречивого, чем данные корабли. Цусима затмила все. Уже больше ста лет эти металлические бесплотные призраки будоражат наши умы в попытках осознать произошедшее. Слишком уж глубоко задела наше самолюбие русско-японское противостояние что бы смотреть на нее беспристрастно. И вот мы мечемся, от самобичевания и уничижения, до ура-патриотизма и самозабвенности. Я слышал версии даже, связанные с мистицизмом и магией.
Но прежде чем начать, я прошу не забывать если вам понравился материал ставить лайки и подписываться. Это сейчас критически важно для выживания моего канала. Увы, социальные сети дают очень низкую выдачу авторским каналам почти не оставляя маневра для развития. Вся надежда только на вас, мои дорогие любители волшебного пластика.
А что же объективно представляли из себя броненосцы типа «Бородино». Попробуем собрать факты.
Когда запахло порохом на Дальнем Востоке, Морское министерство, как ни странно проявило заведомую рассудительность и начало усиливать флот своевременно. С крейсерами программы «для нужд Дальнего Востока», получилось так себе, но с броненосцами вышло неплохо.
Требования были сформулированы по тем временам адекватные. Корабли нужны были для классического эскадренного боя что предопределяло схватку с равным по силе флотом.
По российским меркам довольно скоро был выбран проект-прототип. Причем выборка была большой, и она воплощалась в металле. Развитие броненосцев типа «Полтава» не рассматривалось. Они по многим параметрам уже не удовлетворяли моряков. И пушек маловато и скорость не то что бы очень. Но в части капитальных кораблей, российские разработчики ничего кроме вариаций «Пересвета» предложить не смогли. А «Пересветы», это все же нечто среднее между сильным броненосным крейсером и слабым эскадренным броненосцем. Но до появления концепции линейного крейсера было еще далековато, поэтому броненосцы типа «Пересвет» в целом выглядели странно в линии кордебаталии, поэтому развивать их дальше совершенно оправданно не стали.
Обратились к иностранцам. В итоге странных, но ожидаемых манипуляций и телодвижений, лежащих в области нормального капиталистического лоббизма, выбрали два проекта: американской фирмы «Крамп» и французской «Форж э Шантье».
Американцы построили «Ретвизан», который имел в прототипах американскую «Айову» и российский же «Потемкин». Французы создали «Цесаревича», в основе которого лег проект «Жоригиберри», несколько приведенный к человеческому дизайну. На выходе корабли получились сравнительно близкие, но как всегда есть нюансы.
Трудно сказать какая из школ по факту была лучшей, и почему развитие отечественный флот отказался от развития «Ретвизана» и отдал предпочтение «Цесаревичу». Есть мое личное мнение, что выбор был сделан в пользу возможности воспроизвести прототип корабля на отечественных верфях, с учетом отечественных возможностей и специфики. Морские чиновники ограничились резолюцией о превосходстве конструкции «Цесаревича» в части подводной защиты, что бы это ни значило. Однако, если посмотреть на проекты в теории, казематный «Ретвизан», выглядел и правда несколько архаичнее. Развитая система башен «Цесаревича» и потенциал по мощному проецированию огня на большинстве курсовых углов был очень соблазнительным преимуществом и в целом верным подходом. Башни стали «маст хев» на всех новых проектах 20 века, а казематное расположение ушло в небытие. Но конечно были и недостатки, приборы управления огнем не догнали такое расположение оружие, все еще много внимания уделялось малокалиберным артсистемам и торпедным аппаратам, которые не имели практической пользы, но создавали определенные проблемы. Например, расположение портов 75мм артиллерии было чрезмерно низким, и это был действительный серьезный недостаток. В действительности же это был не более чем атавизм парусной эпохи, но для того что бы через него перешагнуть требовалось еще несколько лет. Таких атавизмов, которые были уже вне эпохи и которые негативно влияли на живучесть кораблей было довольно много. Например, деревянная мебель, которая создавала очаги пожаров во время попаданий фугасов. Производство мебели из негорючих материалов получило распространение позднее. Развитая надстройка, которая служила магнитом для снарядов. Тяжелые боевые марсы. Но все это было характерно не только для броненосцев типа «Бородино» и даже не для Российского Императорского флота. Мировой технологический прогресс менял старые уклады, и противостояние на Дальнем Востоке случилось как раз на самом пике этого излома. Новые еще неопробованные решения соседствовали со старыми уже отжившими. Жизнеспособный формат еще только предстояло выработать. Случись русско-японская на 5 лет раньше или позже, думаю результат был бы другим.
На базе проекта «Цесаревича», с определенными доработками, на двух российский заводах: Галерный остров и Балтийский были заложены 5 кораблей. Они были немного длиннее и больше по водоизмещению, но в целом были сходны с прототипом. Собственно, их то и принято называть, броненосцами типа «Бородино» («Бородино», «Александр III», «Князь Суворов», «Орел» и «Слава»). Впечатляющая по тем временам серия. Пожалуй, только британцы могли себе позволить такое. С точки зрения промышленности безусловное достижение, особенно учитывая высокие темпы постройки. Причем, явных косяков при постройке не было, что, впрочем, не относится к снаряжению эскадры и выпихиванию ее на ТВД, где ради достижения скорости были нарушены все регламенты. Этот аспект хорошо описывается и у Новикова-Прибоя (Цусима) и у Пикуля (Три возраста Окини-Сан). Наверное, в условиях войны скорость имеет решающее значение, но… в данном случае она привела к Цусиме. Однако об этом позже.
Надо сказать, что в целом, на то время было глобальное конкурирование двух конструкторских подходов: «английского» и «французского»,
Броненосцы ветки «Цесаревич» / «Бородино», были яркими представителями французской школы: узкий и толстый главный бронепояс, защищенные оконечности, расположение орудий в башнях для обеспечения максимальных углов обстрела и сосредоточения мощного огня не только по траверзу (английская школа) но и на острых курсовых углах. В теории это давало большие преимущества в маневренном бою, что подразумевало определенную тактическую гибкость. С другой стороны, «французы», были несколько легче «англичан», что несколько ограничивало дальность плавания и мореходность. Так же «англичане», броню предпочитали концентрировать в центральной части, создавая защищенный каземат, который хорошо выдерживал траверсный огонь в классической линии. Нужно ли говорить, что японский флот как раз сплошь состоял из представителей «английской» школы.
По факту, броненосцы типа «Бородино» при всестороннем рассмотрении не выглядят чем-то ущербным. Это были добротные корабли своей эпохи, и даже с определенным налетом инноваций. Они неплохо преодолели сложнейший поход через полмира, при этом следует учитывать, что на «Бородино» и «Князе Суворове» не производилась официальная приемка главных механизмов, что говорит о хорошем качестве постройки. Скажем больше, кроме злополучной Цусимы корабли этой ветви развития принимали участия в других сражениях и проявили себя неплохо.
Например, столкновение эскадр в Желтом море. «Цесаревич», находясь в голове колонны не получил фатальных повреждений, хотя выдерживал огонь японского флота. Бой закончился неудачно, но «Цесаревич» был единственный капитальным кораблем, который вырвался из Порт-Артура и послужил стране еще полтора десятка лет.
«Слава», которая на ее счастье не успела к походу 2-й Тихоокеанской эскадры уже в завершении своей карьеры отлично выступила во время обороны Рижского залива. Являясь уже глубоко устаревшим кораблем, «Слава», воюя от позиционной обороны успешно щелкала по носу Германский флот. Кончилось конечно все не очень хорошо, но «Слава» ушла в ореоле почета и к действиям корабля особых исторических претензий нет.
А что же те, кто отправился в Цусиму? Разгром налицо, но есть нюансы. Надо разделить данное событие на этапы. Дневного сражения, ночных атак миноносцев и утренней охоты за разрозненными силами русских.
Этап сражения, собственно сильно сдобрен эмоциональным восприятием. Но источник эмоций не корабли 1 броненосного отряда («Бородино», «Александр III», «Князь Суворов» и «Орел»). Мне лично кажется, что источник столь негативной окраски этой фазы стала быстрая гибель броненосца «Ослябя» (тип «Пересвет»). Тот самый недоброненосец или перекрейсер, который поставили в линию кордебаталии, и который как раз-таки ее ожидаемо не затащил и не мог затащить. В этот период броненосцы типа «Бородино» проявили себя вполне адекватно ситуации, выдерживая огонь противника. Проблема была в том, что 2-я Тихоокеанская эскадра не особо умела стрелять и с процентом попаданий от 1,3 до 1,5 трудно себе представить возможность нанесения фатальных статистических повреждений японцам, для того что бы они вышли из боя. Точность японцев о которой говорят открытые источники была ровно в два раза выше, и этого хватило что бы в течении дневного боя постепенно стесать под ноль боеспособность 1-броненосного отряда. Только на уровне статистики и на руках закаленных комендоров прошедших военную кампанию под Порт-Артуром.
«Князь Суворов», будучи флагманом, первым прочувствовал на себе самый разрушительный и мощный удар японского флота. Как нынче говорят, «альфа страйк». Он довольно быстро утратил боеспособность, но оказался весьма живучим, и безостановочно полыхая пожарами, он сохранял плавучесть до ночи, когда был добит японцами. Я могу себе представить, что при ином развитии ситуации, корабль можно было даже спасти.
«Александр III», вынес основную часть дневного боя, получив тяжелые повреждения. Об их характере можно только догадываться, ибо этот броненосец ушел на дно со всем экипажем. Имея проблемы с управлением, он оставил место в строю и шел на прорыв вне строя и с некоторым отставанием. По ряду свидетельств, борт и палуба в носовой части были буквально вскрыты от попадания снарядов. Догнавшие русскую эскадру крейсера Камимуры нанесли ему видимо фатальные повреждения. Внезапно потеряв остойчивость броненосец перевернулся и затонул. Обращаю внимание что это было уже вне строя эскадры, в условиях сконцентрированного огня по сильно поврежденному кораблю.
Кому не повезло, так это «Бородино». Судя по всему, имел место тот самый «золотой выстрел». Тяжелый снаряд японцев вызвал детонацию боеприпасов под одной из башен вспомогательного калибра. Роковая случайность, которая время от времени возникает во время баталий. Сейчас она просто довершила разгром, уже ни на что, не влияя. Но вина ли в этом корабля. Не думаю.
«Орел» так же весь бой неплохо держал удар. Единственный из всех кораблей 1 броненосного отряда он пережил Цусиму и единственный кто имеет подробную карту повреждений. Повреждения конечно значительные, но не выглядят апокалиптическими. Он уверенно вел остатки эскадры через ночь до самой сдачи Небогатовым. Но это опять же не вина корабля. Японцы восстановили «Орла» под именем «Ивами», и он еще долго служил новым хозяевам, поучаствовав даже в интервенции против Советской России.
Я абсолютно уверен, что результаты Цусимы абсолютно точно не лежат в плоскости тактико-технических качеств броненосцев типа «Бородино». В предложенных условиях поражение было запрограммированным. Переход без баз через половину планеты, в составе разношерстной эскадры, с крайне слабой выучкой личного состава – ну что может пойти не так?
Можно ли было разыграть карту 2-Тихоокеанской эскадры более умело и менее кроваво. Безусловно. Но это уже совсем другая история.
Что касается нашего модельного хобби, то пластиком этой знаменательной серии кораблей нас порадовала только Звезда, своими наборами на «Князя Суворова» и «Бородино». Наборы, не новые и подвергнутые критике. Однако безальтернативные и в целом не дорогие. Я постараюсь добыть такой набор и сделать его обзор.
А пока, всем творчества, всем креатива. Не забывайте подписываться и ставить лайки. Это сейчас критически важно для существования канала.