Найти в Дзене

Броненосец «Микаса»: совершенный корабль или любимец удачи

Оглавление

Броненосец «Микаса»: зловещий флагман японского флота. На сегодняшний день, он уже обрел мистический и потусторонний статус какого-то непобедимого демонического создания, которое играючи крушит целые эскадры. Ей невозможно нанести вред. Она непобедима, словно древний Ктулху. Выдающаяся эффективность этого корабля и общие итоги противостояния России и Японии создали прекрасный медийный фон. На нем меркнут все недостатки и ошибки, но выпукло и блестяще отражаются достоинства.

Сила бренда в действии. Если при упоминании броненосца типа «Бородино» сразу перед глазами встает образ горящего от носа до кормы истерзанного фугасными снарядами корабля, то «Микаса» всегда воспринимается монолитной и не убиваемой. Снаряды от нее отскакивают, огонь не берет, а на мостике стоит человек заключивший сделку с самой Фортуной.

Некоторое время назад, я увлекся русско-японской. С тех пор, я иногда пишу по этой теме статьи. Свет увидели мои мысли про серию броненосцев «Цесаревич»/«Бородино» и «Ретвизана». Для интересующихся, просьба ознакомиться здесь:

Так же хочется попросить уважаемых читателей, не забывать ставить лайки и оставлять свои комментарии. Это сильно мотивирует автора на дальнейшую работу и помогает сделать строгие алгоритмы Дзена более дружелюбными к моему каналу.

Однако вернемся к броненосцам. В процессе изучения проектов русских линейных кораблей выяснилось, что в целом они были современны и актуальны моменту. Можно критиковать отдельные их элементы, но в общем, они не должны были повлиять на столь удручающую итоговую картину противостояния на Дальнем Востоке. Для составления полной картины требовалось изучить другую сторону. Именно по этому пути я и пошел.

Для этой цели, я использовал монографию Балакина С.А. и работу Поломошнова Е.В.

Как строился японский флот

И первое, что бросилось в глаза, это то, что японский флот строился сильно иначе чем российский. В той модели которая была принята читается суровая прагматичность и непоколебимая решимость. Мне кажется война была неизбежна еще в тот момент, когда Гомбей Ямамото – морской министр Японии сформулировал требования, которые позволили бы построить корабли, дающие возможность победить более сильного противника.

Во-первых, это максимизация водоизмещения. В качестве стандарта принято водоизмещение 15 000 тонн, которое позволило создавать сильные сбалансированные корабли по основным боевым характеристикам. По мнению японцев, в рамках такого водоизмещения можно было хорошо уравновесить: вооружение, защиту и маневренность. Учитывая, что флот строился для конкретного, а не абстрактного противостояния, ставилась и вполне конкретная задача. Для сравнения русский флот в то же самое время оперировал нормами водоизмещения для броненосцев в 12-13 тысяч тонн. Т.е. разница получалась весьма существенная, и в рамках этого водоизмещения многие вещи можно было сделать лучше. Русские проекты, наверное, выжали все возможное, но всегда оставалось ощущение недостаточности.

Во-вторых, в качестве прототипа брались только перспективные проекты наиболее прогрессивной, английской школы военно-морского кораблестроения. При этом ставка делалась на внедрение наибольшего числа инноваций. Однако, тут есть определенное восточное лукавство. Речь шла конечно же об инновациях, которые получили внедрение в британском флоте и до которых можно было дотянуться. Дело в том, что японцы в XIX веке часто грешили незаконным копированием, ввиду чего к настоящим инновациям их допускали крайне неохотно. Впрочем, английские союзники довольно неплохо справились с задачей. Серии японских броненосцев получались отличными бойцами, заточенными на выживание и нанесение максимальных повреждений противнику во время артиллерийского боя, но инновационными их назвать крайне трудно. По целому ряду параметров, русские корабли можно назвать гораздо более инновационными. Например, в книге Балакина, есть интересный факт, что энерговооруженность «Ретвизана» была в 3,7 раз выше чем на «Микасе».

В-третьих, боевое ядро флота нужно было создавать быстро. С одной стороны, это не позволило бы кораблю устареть на стапеле, а с другой позволяло упредить противника в развертывании сил. Что в свою очередь позволяло нивелировать собственные ошибки и слабости в проектировании, овладеть инициативой и уже не выпускать ее. Если у тебя флот полностью построен, а у противника еще нет, то ты его разобьёшь по частям. Это в целом и произошло. Пока могучий флот Российской Империи строился на Балтике, японские корабли были уже полностью боеготовы. Они выбрали время и место и с самой первой атаки поставили русский флот в тяжелое положение. Прекрасный образец того, как долгосрочное планирование длиной в 10 лет, приводит к победе.

Что такое "Микаса"

«Микаса» и правда была сильным, хорошо спроектированным и построенным кораблем. Самым совершенным в японском флоте. К времени начала постройки «Микасы», японский флот прошел уже значительный путь. Были уже созданы две серии: типа «Ясима» и типа «Асахи». В процессе создания своего броненосного флота Япония четко выбрала эволюционный путь совершенствовая, без метаний от одного проекта к другому.

«Микасу» часто относят к броненосцам типа «Асахи», но все же на мой скромный взгляд это не совсем так. Иная была и схема бронирования, и ряд конструкционных решений. Скорее может идти речь о скорректированной версии.

Общим предком обоих проектов был броненосец Королевского флота «Ройял Соверен».

HMS Royal Sovereign  - британский прототип "Микасы"
HMS Royal Sovereign - британский прототип "Микасы"

В качестве орудий главного калибра были выбраны все те же стандартные 12 дюймовые орудия фирмы «Виккерс». Так же как и у прототипа, они располагались в бронированных барбетах, прикрытые башнеподобными щитами. В этом плане для меня лично всегда была загадка, почему японцы остановились на барбетных установках, тогда как все большее распространение получали башенные установки. Рискну предположить, что из-за доступности технологического решения.

Противоминный калибр из 14 шестидюймовых пушек располагался в бронированном каземате в центральной части корабля. Опять же тут прослеживается прагматизм и концентрированность на решении главной задачи. Имея значительные недостатки в части концентрации огня по горизонту, казематная схема была проста и удобна. Имея запас водоизмещения ее легко было защитить и в ней легко было оперировать орудийной прислуге. Время башен противоминного калибра еще не пришло.

Схема бронирования
Схема бронирования

Бронирование так же представляло собой хорошо развитый комплекс защиты. 229 мм основной пояс, выполненный из Крупповской брони. И два 152 мм пояса над ним, создающие монолитную бронированную цитадель в центральной части. Оконечности так же закрыты броневыми поясами в 102 мм. Сверху и снизу бронеящик закрывали соответственно 25 мм и 51 мм бронепалубы. От продольного огня защищали 152 мм траверсы, примыкающие к основаниям барбетов главного калибра.

В целом, в рамках парадигмы артиллерийского доминирования, «Микаса» была крайне защищенным кораблем, с удачной системой бронирования. Однако, слабым местом всех японских броненосцев было отсутствие подводной защиты.

Молодая японская школа пренебрегла этой угрозой, недооценила ее и сильно поплатилась за это. Два бесценных броненосца «Ясима» и «Хацусе» были потеряны на русских минах в один день. Будь Тихоокеанская эскадра менее травоядной, это могло если не развернуть ход войны (у Японцев все же был еще сильный козырь в виде броненосных крейсеров), то как минимум создать тактический паритет до прихода Второй эскадры.

-4

«Микаса» в части противоминной защиты не выделялась среди собратьев и всю войну Того рисковал повторить судьбу адмирала Макарова, разделившего судьбу броненосца «Петропавловск». Но удача, на уровне колдовства пронесла японский флагман мимо русских минных банок. В принципе, что касается японской удачи, об этом можно написать отдельную статью.

При этом броненосец все же не был идеальным. При хорошей скорости и маневренности, «Микаса» критикуется историками за недостаточную мореходность и склонность к зарыванию носом в волну. Однако, этот факт возможно относится к категории «злых языков». Критика не помешала кораблю участвовать во всех значимых сражениях русско-японской.

Боевая служба

Участие на первых ролях, всегда несло за собой значительное внимание со стороны русских артиллеристов. По броненосцу действительно много стреляли, и в него много попадали. В первом же бою «Микаса» получил 10 дюймовый снаряд. Схема бронирования отработала в соответствии с замыслом. Тяжелый снаряд не нанес существенного вреда и броненосец продолжил кампанию.

Во время Боя в Желтом море корабль получил еще более значимые повреждения. В литературе используется термин «плачевное состояние». Корабль получил шесть попаданий крупнокалиберными снарядами, и еще более десяти средними. Одна из башен главного калибра вышла из строя. Но судя по всему по масштабу повреждений есть существенные преувеличения. Первичный ремонт был произведен за два дня на передовой базе, на островах Эллиота. Далее, «Микаса», не смотря на ограничения выходил в море и нес боевую службу. Кстати, в один из выходов, корабли Того вновь встретились с русскими минами. Броненосец «Асахи», налетел на плавающую мину. Однако взрыв пришелся на броневой пояс и не нанес значимых повреждений.

Конец Порт-Артура позволил провести ремонт всех капитальных кораблей, поэтому Цусиму «Микаса» встретила в полной готовности.

Схема попаданий во время боя в Желтом море
Схема попаданий во время боя в Желтом море

В ходе Цусимы в броненосец попало около 40 снарядов. Много это или мало судить сложно, но корабль все время оставался в линии. Видимо все же развитая защита «Микасы» смогла успешно впитать полученный урон. Гораздо большую проблему, как известно представляли собственные снаряды. Начиненные нестабильной шимозой, они создали определенную статистику разрывов в стволах. Так, на флагмане, одно из орудий главного калибра было уничтожено подобным разрывом, на несколько часов выведя из строя всю башню.

Выводы

Была ли русско-японская кампания для «Микасы» триумфом? Безусловно. Из каких же факторов сложился столь прекрасный результат:

  1. Целеустремленность стратегического планирования. Без метаний и рефлексии, японский флот быстро реализовал программу подготовки к схватке. Это дало фору в два года!
  2. Качество проектирования и постройки. Без комментариев. Когда встает вопрос жизни работать надо с самыми лучшими. Посредственности загонят на дно. Россия как будто бы не верила в столкновение с Японией и вела подготовку сильно более легкомысленно.
  3. Верные предпосылки в проектировании. 15000 тонн водоизмещения позволили создать более устойчивую платформу, с значительным запасом живучести.
  4. Внимание к деталям. Японцы не почивали на лаврах. Была проведена большая работа, например, по выбору основного типа снаряда. Японский фугас, оказался более страшным чем русский бронебойный снаряд.
  5. Подготовка. При всем пренебрежении японцев к самим себе, они смогли обучить и натаскать хороший кадровый состав Объединенного флота. Так же была обновлена система базирования, тот фактор, который в русском флоте традиционно находится на задворках.
  6. Инициатива. Выбор места и времени удара, это самый важный ресурс, который японцы обрели и удерживали до 1942 года.
  7. Удача. Мистическая порой. Трудно комментировать ее, но не учитывать невозможно.
Разрушения "Микасы" после взрыва
Разрушения "Микасы" после взрыва

А потом «Микаса» взорвалась. Не успели отгреметь последние залпы русско-японской, во время подготовки к императорскому смотру, в снарядном погребе флагмана произошел взрыв, фактически прекративший существование корабля.

Подъемные работы на броненосце "Микаса"
Подъемные работы на броненосце "Микаса"

Да его потом подняли и долго долго долго ремонтировали. Это еще раз говорит в пользу живучести и удачности конструкции. Но в целом это уже совсем другая история.

Какой же вывод можно сделать из этой истории. "Микаса" не был каким-то демоническим кораблем, обмазанным магией и амулетами. Он имел свои достоинства и недостатки. Страдал от попаданий и нес потери. Самое главное как ни странно, это не сам корабль, а та система куда он был эффективно встроен. Феномен "Микасы" складывается из множества маленьких и больших управленческих решений, которые зародились за 10 лет до участия в активной кампании.

Моделька броненосца
Моделька броненосца

С точки зрения модельного хобби, самым доступным вариантом, хоть и редким, является "Микаса" компании Hasegawa, которая выпускается в двух масштабах 1:350 и 1:700. Этот вариант, является труднодоступным, но тем ни менее достижимым и для коллекционирования очень интересным. Возможно когда-нибудь я дозрею до этого пластикового монстра.

Всем творчества! Всем креатива!