Найти тему
Народ Востока

Яков Вагин: как еврейский милиционер стал грозой советских бандитов

Лично у меня уроженцы Урала вызывают специфическое ощущение. Заходишь помещение, а на тебя смотрят, как афроамериканцы из черного бара на Данилу Багрова – смотрят, и ни слова не говорят. Потом подходишь к человеку, протягиваешь руку, говоришь: «Рома!», - и только через несколько секунд после этого он начинает оживать.

Крч, это я к тому, что наш сегодняшний герой несколько десятилетий проработал в уголовном розыске Пермской области – этот факт я сам по себе считаю подвигом. Особенно для более живых людей с южнорусским характером. А еще он успешно ловил душегубов, бандитов, грабителей, за что по праву заслужил репутацию одного из отцов-основателей советской школы сыска.

Давайте расскажем читателям про этого интересного человека.

Чтобы сразу пресечь ненужные инсинуации, скажу, что фамилия происходит от реки Вага – притока Северной Двины))) И да, супруга нашего героя тоже ее носила.

Яков Вагин родился в 1926-м году в Харькове, в еврейской семье. После начала Великой отечественной вместе с близкими отправился в эвакуацию в Пермь – его отец трудился на тракторном заводе, а в годы войны стал работником пермского моторного завода имени Свердлова. После победы Вагины решили остаться на Урале.

-2

После окончания школы милиции молодой человек попал в Якутию по распределению и был зачислен в отдел по борьбе с бандитизмом. Якуты – суровый народ с северным характером, да и другие местные жители не отстают. Поэтому тут все было, почти как в кино: довелось бывать в перестрелках и попадать в засады, с голыми руками ходить на нож… Да, это в «спокойные» советские годы.

Затем милиционер служил в Казахстане при Семипалатинском ядерном полигоне, но в середине 1950-х вернулся в ставшую ему родным городом Пермь. Следующие годы он посвятил карьерному росту, и в 1969-м был назначен начальником уголовного розыска области, оставаясь на этом посту долгие семнадцать лет.

Несмотря на то, что в отдел он перешел из замполитов, Вагину удалось создать себе хорошую репутацию. Хотя с вливанием в коллектив поначалу были проблемы. Стресс – обычное дело для оперов угро, а снимают его традиционным русским способом. Сам Яков Абрамович почти не пил, но был вынужден иногда участвовать в возлияниях вместе со своими подчиненными.

-3

В этой должности Вагин показал себя, как новатор. Одним из первых он использовал переодетых в гражданскую одежду сотрудниц милиции для поимки «кунгурского Фантомаса» Николая Гридягина, нападавшего на девушек. В том же деле все окрестности железнодорожного полотна, где предпочитал охотиться душегуб, постоянно просматривались с помощью армейского прибора ночного видения.

Но тогда милиции помогла простая глупость преступника. Он вышел на дело с биноклем, чтобы издалека следить за потенциальными жертвами. Одному из сотрудников это показалось подозрительным, и после задержания Гридягина расколоть его было делом техники.

Нападавшие на сберкассы братья Ведерниковы оставались на свободе семь лет. Дело было записано в «глухари», несмотря на то, что бандиты расправились с двумя милиционерами. Несколько эпизодов было сложно соединить в один, а потому расследование надолго застопорилось. И на этот раз тоже помогла случайность: сидевший в тюремной камере стукач донес, что один из сидельцев хвастался своим знакомством с нападавшими.

-4

В конце 1980-х Яков Абрамович ушел на заслуженный отдых. Но почти сразу был избран в совет ветеранов МВД и до конца жизни помогал сотрудникам внутренних органов. Благодаря своей безукоризненной карьере он по праву считается одним из лучших сыщиков России.