Найти в Дзене

Темп повествования: как им управлять

Оглавление

С динамикой сюжета мы с вами разобрались в предыдущей статье. Теперь поговорим о темпе. В отличие от динамики, он имеет меньше отношения к сюжету, так же как и к содержанию произведения. Темп — это форма, точнее, скорость подачи информации.

Что такое темп повествования

Один и тот же сюжет (эпизод, сцену) можно рассказывать по-разному. И речь тут не только и не столько о стиле. Вот, например: «Недавно, гуляя в парке, я увидела змею, точнее, змеёныша, который лежал на дорожке. Я его пожалела, потому что в парке полно самокатчиков, и прутиком перенесла на траву». Всё. Эту историю, которая уложилась в два предложения, можно было бы превратить в рассказ, добавив туда описаний осеннего парка, моих мыслей и догадок о степени ядовитости змейки и ещё много чего.

То есть, если кратко и максимально просто: темп повествования зависит от того, сколько слов понадобится автору, чтобы рассказать историю. Скорость описания события не связана со скоростью и продолжительностью самого события. Можно решающий удар в драке «расписать» на пару страниц, а можно недельное путешествие уложить в два предложения.

Вот та самая змейка. Уж или детёныш гадюки? Мнения моих знакомых разделились. Длина около 15 сантиметров.
Вот та самая змейка. Уж или детёныш гадюки? Мнения моих знакомых разделились. Длина около 15 сантиметров.

Но если темп не зависит от содержания, тогда от чего же он зависит?

От чего зависит скорость изложения

Если опять же кратко: то от целей автора. Но это в идеале, когда автор сознательно регулирует темп, в зависимости от поставленной задачи. К сожалению, чаще всего автор о темпе не задумывается и пишет «как он дышит». Но всё же изменение темпа происходит и хотя бы интуитивно зависит от восприятия автором своего текста. А значит, есть и объективные причины.

  • Скорость описания сцены зависит от её динамичности. Как правило, динамичная сцена, в которой события и действия героев сменяются быстро, и пишется в более быстром темпе. Становятся короче предложения, исчезают лишние придаточные, определения, метафоры, размышления. Ещё раз подчеркну, если автор либо сознательно регулирует темп, либо чувствует необходимость в этом интуитивно. И, наоборот, неспешная прогулка, спокойное размышление описываются тоже в медленном темпе, более длинными, многословными и «красивыми» предложениями. Кстати, поэтому менее динамичные произведения местами кажутся затянутыми и нудными.
  • Темп зависит от эмоциональной составляющей сцены. Эмоциональное напряжение ускоряет темп повествования, и для героев, и для автора (соответственно, и для читателя). Время как бы сжимается, а потом раскручивается, словно сжатая пружина. Вы, думаю, замечали, как в напряжённой сцене, связанной со страхом, ожиданием опасности, острыми внутренними переживаниями, хочется побыстрее прочитать этот «нервный» кусок текста, чтобы добраться до развязки. А если автор затягивает напряжённую сцену не связанными с ней описаниями и отступлениями, то это раздражает.

-3
  • Скорость описания зависит и от значимости, важности сцены. Чем она значимее, тем медленнее становится темп. Автор иногда неосознанно так старается привлечь внимание читателя и сконцентрировать его на важном моменте. С одной стороны, это правильно. А с другой — вступает в противоречие с предыдущим пунктом. Найти баланс между скоростью напряжённой сцены и ее значимостью в тексте совсем непросто, не всем авторам такое удаётся.
  • Темп зависит от того, что описывается. Описание действий требует большего темпа, чем описание размышлений, хотя нервные, эмоциональные переживания вполне могут быть динамичными, а значит, и требуют большей скорости. Картины природы, неспешные воспоминания и описываются неспешно.
  • Скорость зависит от жанра. Есть динамичные жанры (боевики, комедии, приключения) они считаются более «скоростными». А вот драмы, трагедии, философские романы предполагают неспешное повествование. Хотя и тут разные сцены могут быть написаны с разной скоростью.

Управление темпом

Думаю, вы уже поняли, что темп повествования проявляется в первую очередь через построение предложений и использование разнообразных художественных средств. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся приемов.

-4
  • Длина и сложность предложений. Чем короче предложения, тем более скоростным воспринимается текст. Хотя, например, парцелляция может снижать темп, за счёт того, что разрыв предложения замедляет его восприятие.
  • Ритм текста. Это особая характеристика, которой посвящена отдельная статья. Здесь только отмечу, что ритм создаётся сочетанием длинных и коротких предложений и слов и сочетанием ударных и безударных слогов в предложении. Так же, как и в музыке, в тексте может быть как быстрый, так и медленный ритм, грустный или бодрый.
  • Приоритет разных частей речи. Глаголы — наиболее активные и динамичные части речи, поэтому преобладание их в тексте ускоряет его. А вот прилагательные, наречия, причастия и причастные обороты, наоборот, снижают скорость повествования, особенно если их много.
  • Диалоги ускоряют темп, а монологи, напротив, снижают темп повествования.
  • Теряется темп при описании картин природы, интерьеров, внешнего вида героев. Поэтому рекомендуют после динамичной, темпераментной сцены дать читателю отдохнуть на описании туманного утра или необычной детали интерьера.

И возвращаясь к началу статьи, еще раз подчеркну: выбор темпа происходит интуитивно, но интуиция может и ошибаться. Например, когда автор неосознанно выбирает скорость повествования в зависимости от своего настроения, от событий реальности, оттого, что он сам торопится куда-то. Поэтому работу своей интуиции стоит контролировать и проверять, соответствует ли темп изложения вашим задачам.

Возможно вас заинтересуют статьи близкие к этой теме.

"Его Величество Глагол"

"Эмоции и ритм текста"

"Как размочить слишком "сухой" текст"

"Хитрости организации художественного текста"

"Зачем парцелляция в тексте"