Часто можно слышать в обсуждениях книг: «Вот у этой книги такой динамичный сюжет, просто дух захватывает. Очень увлекательно. А вот у той сюжету не хватает динамики, и поэтому читать её скучно».
Что же такое динамичность сюжета и можно ли сделать динамичным сюжет не боевика или приключенческой книги, а, например, сентиментальной прозы, служебного или конспирологического романа? Давайте разберёмся, что понимается под динамичным сюжетом. Понимаются под ним разные вещи, по крайней мере, есть два ракурса восприятия динамики художественного произведения.
Динамика как смена событий
Этот ракурс (или подход) наиболее распространённый и общеизвестный. Под динамикой в этом случае понимается скорость событийного ряда, то есть насколько быстро и часто меняется ситуация, в которой оказываются герои. Например, герои отправляются в путь (по какой-нибудь надобности) и в первом же лесу на них нападают разбойники, друзья отбиваются и торопятся поскорее покинуть опасный лес. Но буквально за поворотом натыкаются ещё на одну группу вооружённых людей и уже без раздумий и разговоров крошат их «в капусту», а вырвавшись из леса, встречают стражу местного графа, который тоже охотится за разбойниками, и вторая встреченная героями группа была его разведкой. Друзьям приходится убегать от погони, которую за ними отправил граф. Кто-то из них отстаёт, попадает в плен… И так далее.
Бодренько так начинается повествование. Можно ли здесь говорить о динамичном сюжете? А это ещё вопрос. Ведь к сюжету вся эта суета может не иметь никакого отношения. О сюжете нам автор пока ещё и не начал рассказывать. Возможно, и не начнёт, и всё сведётся вот к такому бессюжетному экшену. К сожалению, среди современных боевиков и приключенческих романов часто встречается, когда автор за приключениями забывает о сюжете, оставляет героев без цели и главного конфликта, а антагонистами становятся все, кто не вовремя подвернулся под руку. И получается бессюжетная махаловка.
Таким образом, динамичный сюжет — это не просто быстрая смена событий. События должны быть подчинены сюжету, логике повествования. А её, кстати, лучше продумать заранее, чтобы было ясно, зачем герои ввязываются в ту или иную авантюру. Да, автор часто использует приключения для раскрытия характера персонажа. И правильно делает. Но это лишь одна из функций событий в тексте, а главная — построение сюжета.
Вот классический пример приключенческого романа: «Три мушкетёра» А. Дюма. Мы можем сразу же выделить события начала, которые задают динамику сюжета.
- Д"Артаньян сначала ссорится с заносчивым незнакомцем, который оказывается графом Рошфором — представителем антагониста и в дальнейшем будет строить козни герою.
- Одновременно герой встречается с красивой женщиной, которая сыграет важную роль в сюжете.
- Потом д"Артаньян ссорится с Атосом, Портосом и Арамисом — будущими друзьями и соратниками.
- Далее они дерутся с гвардейцами кардинала, тем самым закладывая основы конфликта и укрепляя дружбу.
- Потом герой сводит «короткое знакомство» с Констанцией, которая сыграет роль посредника между мушкетёрами и королевой и будет фактически организатором главной авантюры романа с подвесками.
То есть каждое событие, которое можно рассматривать, как динамичное, не только как-то характеризуют героя, но и является частью сюжета. Оговорюсь в скобках, что у А. Дюма много отступлений и на вкус современного читателя затянутое начало. Но так было принято в XIX веке.
Это один вид динамики, свойственной сюжету художественного произведения, где главную роль играют деятельные герои, с которыми постоянно что-то происходит. Но ведь не всем писать боевики? Есть и другой формат динамики, который менее известен в теории, но в книгах встречается часто.
Динамика как смена вопросов
Суть её в том, что происходящие в книге события сами по себе могут быть не динамичными, но они вызывают у читателя заинтересованность, а вместе с ней и вопросы. Именно желание получить на них ответы придаёт динамику сюжету, потому что побуждает читателя с увлечением погружаться в произведение. Эти вопросы работают как триггеры, они тянут за собой и сюжет, и читателя. Вот пример сюжета, в котором вопросы у читателя возникают буквально с первых строк. Это только самое начало романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
- Первый вопрос в ответ на первую фразу: «Что же случилось в доме Облонских?»
- Удастся ли им преодолеть кризис и спасти семью?
- Сможет ли Анна примирить свою сестру Долли с мужем?
- Сцена на вокзале. Откуда Анна может знать Вронского, который ей показался знакомым?
- Под поездом погибает сторож, и Анна видит в этом предзнаменование. Сбудется ли её предчувствие?
- Удастся ли Китти женить на себе Вронского, который не собирается обзаводиться семьёй?
- Бал. Как поведёт себя Китти, заметившая влюблённость Анны и Вронского? И так далее.
На некоторые — «краткие» — вопросы читатель ответы получает быстро, на другие автор ответить не торопится и даёт читателю время самому поразмышлять, погадать, поискать варианты. Есть вопросы, ответ на которые становится известен только в конце романа, они помогают сохранить интригу.
Чем больше вопросов, чем чаще они возникают у читателя, тем динамичнее сюжет. Правда, к таким вопросам есть определённые требования.
- Главное: частота вопросов должна соответствовать способности читателя к их оценке. Если автор предлагает вопросы слишком часто, то сюжет становится совершенно непонятным, так как читатель не успевает осмыслить один вопрос, как на него сваливается следующий.
- Вопросы должны быть интересны и актуальны для читателя, они должны вписываться в его реальность, даже если произведение из жанра фэнтези. Согласитесь, вне зависимости от жанра хочется узнать, кто предатель, кто совершил преступление, спасёт ли герой друга, ответит ли мужчина на чувства женщины и т. д. Так вот, вопросы должны быть актуальны, то есть или иметь значение в любую эпоху, или быть рассчитаны на определённую аудиторию. Кстати, поэтому иногда произведения классиков XIX века читаются нами с меньшим интересом, чем современниками этих классиков. Вопросы, поставленные писателями им ближе, чем нам.
- Вопросы должны побуждать читателя к поиску ответов, которые не могут быть очевидны. Человеку надо поразмышлять, повыбирать варианты, а значит, автору не стоит торопиться давать ответ.
- Вопросы должны соответствовать жанру, так они быстрее заинтересуют читателя.
Часто в книгах можно встретить оба этих варианта сюжетной динамики. Смена событий дополняется вопросами, что делает книгу не только более увлекательной в целом, но и интересной для разных категорий читателей.
Иногда динамичность сюжета путают с темпом повествования. Это совсем разные вещи, о темпе повествования я расскажу в следующей статье.