Попросили меня в комментариях рассказать о проблеме согласования времен глаголов в художественном тексте. Проблема интересная и неоднозначная, но я, подумав, решила сначала поговорить с вами о самом глаголе. Это же такая удивительная часть речи! При множестве форм он обладает практически неисчерпаемыми выразительными возможностями. Но о них часто забывают. А зря.
Сила глаголов
Глаголы – это части речи, передающие действия, и они наделяют текст жизнью, не красотой и вычурностью, а именно жизнью. Не будет глаголов, и текст умрёт, как умирает живое существо, лишённое жизненной энергии.
Об этом нередко забывают начинающие авторы. Стремясь к яркости и метафоричности языка, украшают предложения многочисленными прилагательными, сравнениями, наречиями, причастиями. И даже там, где, казалось бы, не обойтись без глагола, заменяют его деепричастием.
«Размахнувшись и сильно ударив кулаком в каменную, заросшую плющом стену, я, охнув от резкой боли в сбитых костяшках пальцев, внезапно заметила притаившуюся в густой листве дверь».
Чем плохо это предложение? Ничем, но оно станет лучше, если уменьшить количество деепричастий и увеличить – глаголов.
Сила глагола необходима в первую очередь при описании динамичных сцен, например, боя и погони.
Вот небольшой отрывок, всего два предложения из повести В. Быкова «Сотников»: «Выстрел его грохнул подобно удару грома, гаубица сильно сдала назад, больно ударила панорамой в скулу; внизу, из-под незакреплённых сошников, брызнуло искрами от камней, одна станина глубоко врезалась сошником в бровку канавы, вторая осталась на весу на дороге. Сквозь пыль, поднятую выстрелом, он ещё не успел ничего разглядеть, но услышал, как радостно закричал наводчик, и понял, что попал».
В этих двух предложениях чувствуется колоссальная сила экспрессии, динамика и ярость боя. И обратите внимание, в двух предложениях 12 глаголов.
Богатство глаголов
В русском языке с его многообразием форм глаголов, эта часть речи может передавать не только действие, но и эмоциональное состояние, экспрессию, отношение, оценки, характеристики и т. д.
Вообще, в нашем языке потрясающее количество глаголов, которые, вроде бы являясь синонимами, тем не менее различаются нюансами смысла и эмоциональными оттенками. Вот смотрите, сколько глаголов, обозначающих речевые действия: сказал, промолвил, высказался, проговорил, выразил мнение, пробормотал, прошептал, проворчал, зарычал, рявкнул, взвизгнул, воскликнул, вскрикнул, спросил, поинтересовался, полюбопытствовал, решил узнать, ответил, заметил, повторил, поддакнул, возмутился, описал и ещё очень много. К тому же есть глаголы, связанные с передачей эмоциональных состояний, которые тоже используются в прямой речи для описания речевых действий: вздохнул, обрадовался, опечалился, расстроился, засмущалась, вспыхнула, засомневалась и т. д.
Согласитесь, достаточно, чтобы сделать яркими диалоги.
Кстати, глагол – это уникальная часть речи – только из одних глаголов можно написать целый рассказ. Такие рассказы давно гуляют по сети. Вот отрывок из одного, который называется «Один день женщины».
«Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся. Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул. Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся…
Опоздаю!! Выскочила, помчалась. Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!..»
Это далеко не весь рассказ. Кто хочет продолжения, поищите в интернете «рассказ из одних глаголов».
Глаголы и характер героя
Использование глаголов для характеристики героя делает его живым. Это как раз один из приёмов, когда автор не рассказывает, а показывает, в том числе и эмоциональное состояние персонажа. Вот он «раздражено дёрнул головой, поправил упавшую на лоб прядь волос, потеребил пуговицу на сюртуке, нервно пригладил белоснежную манжету, стряхнул незаметную пылинку с рукава». В этих суетливых движениях сразу чувствуются эмоции героя.
Вот как о роли действий и глаголов в характеристике персонажа писал А. Н. Толстой:
«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот подсказывает мне глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию. Если одного движения недостаточно для характеристики, — ищу наиболее замечательную особенность (скажем — руку, прядь волос, нос, глаза и тому подобное) и, выделяя на первый план эту часть человека определением, даю её опять-таки в движении, то есть вторым глаголом детализирую и усиливаю впечатление от первого глагола».
При всём многообразии видов и форм глаголов есть один вид, которого стоит по возможности избегать. Это страдательный залог глагола. Например: «Этот дом был построен дедом ещё до моего рождения». Лучше так:
Его Величество Глагол
«Дед построил этот дом задолго до моего рождения» — такое предложение стилистически правильнее, и ненужное «был» исчезло.
Страдательный залог уместен, если действие совершается внезапно, непроизвольно. «Внезапно работа была прервана». И всё равно чаще эта форма глагола используется в деловом и научном стиле, где не принципиален субъект действия. В художественном тексте страдательный залог считается канцеляризмом.
Вот пока и всё. Ещё об одной проблеме стилистики русского языка, связанной с глаголами, поговорим в следующей статье. До встречи. Успехов и добра.