Найти тему
Курган и курганцы

«Я как многодетная мама»

Три часа из жизни воспитателя детского дома

В конце сентября есть дата, которую каждый год празднуют воспитатели и дошкольные работники. В свой профессиональный праздник, 27 сентября, они поздравляют друг друга, принимают цветы, тепло улыбаются. В курганском «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 1» этот день – не исключение.

— Доброе утро, меня зовут Настя. Чем вам помочь?

— А меня Юля. Вы пока проходите к детям, я готовлю смесь для Сени, он у нас маленький совсем, пьет из бутылочки, — отвечает Юлия Викторовна, воспитатель с восемнадцатилетним стажем.

Последние три года Юлия Колесниченко работает в детском доме. Сегодня – я ее помощник.

Дети живут в семейных группах по 6-8 человек. Это небольшие, но уютные квартирки – в каждой есть своя игровая, кухня, туалет, ванная и несколько комнат. Юлия Викторовна работает на «малышовской» семье с детьми до трех лет.

Только переступаю порог игровой, как мне на шею тут же бросается трехлетний мальчик – крепко обнимает тонкими ручками и подбородком цепляется за плечо, как крючочек. Для надежности. Чтобы точно никуда не делась и не отпустила.

— Константин у нас очень любит обниматься!

Другие дети с интересом поглядывают в нашу сторону. Самому младшему, Арсению, полгода, остальные – чуть постарше и уже не просто ходят, а будто летают (кажется, что у каждого на спинке встроенный невидимый пропеллер). Сеня же лежит в манеже и наблюдает: «Ух, вот подрасту скоро и буду вместе с вами!». Он пока не умеет ползать, только переворачивается, кряхтит и много улыбается.

Юлия Викторовна приходит на работу к восьми утра и их с малышами график строится примерно так: завтрак, игры, прогулка, обед, сон-час, полдник, снова игры и прогулка, ужин, сон. Воспитатели работают сутки через трое, а иногда и через двое (всякое бывает: у кого-то отпуск, кто-то заболел, кого-то просто надо подменить).

Кроме меня здесь сегодня помогает шестилетняя Ангелина – раньше она тоже жила в этой семейной группе. Здесь ей все знакомо, а малыши – как родные братья и сестры.

-2

— С Гелей намного легче, она прямо как старшая дочка – и памперсы может поменять, и детей одеть, и накормить… Я чувствую себя многодетной мамой, — говорит Юлия Викторовна.

За годы работы она научилась понимать характер каждого ребенка – знает, что любят, чего хотят, что категорически не нравится. На вопрос: «Почему профессия воспитателя?», отвечает: «Душа всегда лежала к таким маленьким человечкам, хотелось быть кому-то нужной. Ребятишки же не умеют ничего скрывать – они искренне радуются, искренне огорчаются, искренне улыбаются».

В детский дом Юлию тянуло давно, но решилась только тогда, когда подросли свои дети. Как устроилась, ее определили к подросткам – поначалу было сложно найти общий язык с ребятами, многие из которых, пережив предательство, успели выстроить в своем собственном мире высокие защитные стены. Приходилось сталкиваться с прямыми и неудобными вопросами, грубыми ответами, непослушанием, но с каждым днем эти стены постепенно уменьшались, а потом и вовсе растаяли. Через год Юлию перевели в группу к малышам (до детского дома она 15 лет проработала в детском саду):

— Нагрузка большая и бывали разные периоды. Прошлым летом я даже увольнялась – было тяжело и физически, и эмоционально. Несмотря на то, что у нас хорошие отпуска, наступил момент, когда «износилась» и перестала «вывозить». А поработав три месяца в другом месте, поняла, что не хочу каждое утро идти туда, где меня ждут бумажки, отчеты и документация… Я хочу быть там, где дети. Там, где я чувствую себя как дома. Там, где я – мама.

Маленький Костя то снова подбегает обниматься, то отвлекается на игрушечную пирамидку. Это его любимая игрушка, и то, как он учился нанизывать на нее колечки, хорошо описывает характер: если Косте что-то нужно, он обязательно этого добьется. Даже с сотой попытки.

— Сколько бы мы ни показывали, как это делать правильно, у него очень долго не получалось. Он мог каждый день сидеть и по сотне раз нанизывать кольца на пирамидку… Научился. С едой то же самое – ему нужно помогать подцеплять кашу или суп ложкой. Самостоятельно не всегда выходит, но уверена, что скоро все начнет получаться.

Я пришла как раз перед прогулкой. На улице тепло, но осень есть осень, а детям иногда достаточно небольшого ветра, чтобы подхватить простуду. Пока переодеваю малышку Наташу, Юлия успевает одеть уже двоих. Выходим под «концерты» – им не терпится на улицу.

— Юлия Викторовна, откуда у вас силы?..

— Не знаю, откуда-то берутся, — отвечает с улыбкой. – Прихожу домой и стараюсь отвлекаться – на следующий день уже как будто новая.

Пока они с Ангелиной идут за колясками, пытаюсь уследить за Костей, Наташей и Богданом – один сидит спокойно, вторая норовит сползти со стула, а третий очень уж любит бегать, поэтому готов сорваться хоть сейчас. По моим ощущениям прошло минут десять, взглянула на часы – минутная стрелка сделала всего два круга…

Во время прогулки слышу, что дети обращаются к воспитателю «мама».

— Вы не против?

— Нет, у каждого есть выбор, а это слово должно присутствовать в их жизни. Бывают дети, которые обращаются только по имени и отчеству или по имени. Когда работала с подростками, мы сразу договорились: «Меня зовут Юлия Викторовна, вы можете обращаться ко мне по имени, а можете называть мамой. Кому как удобно». Для кого-то это слово вообще недопустимо, а кому-то, наоборот, хочется его произносить.

— Мама, я хочу морковку.

— На терке?

— Нет, с грядки.

— Сорви, но только небольшую, хорошо? А то скоро обед, суп есть не станешь.

— Ага, — Ангелина оставляет самокат и убегает, а спустя пару минут возвращается, держа в руках самую большую морковку! На территории детского дома есть небольшой огород, и на участке дети работают сами.

Когда малыши заходят с прогулки, они занимают в игровой «караульный пост» – выстраиваются у порога и ждут, когда позовут кушать. В группе Юлии Викторовны семь детей – среди них не только здоровые, но и с ограниченными возможностями здоровья. Тем, кто не справляется с обедом самостоятельно, – помогают.

Воспитатель рассказывает, что за годы работы успела повидать разное: были дети, которые практически ничего не знали о гигиене и спрашивали: «А что, можно мыться каждый день?..» В детском доме приучают чистить зубы, убирать за собой, готовить; учат ответственности и показывают, что значит любить и заботиться.

Говоря о главных педагогических принципах, Юлия Викторовна отмечает, что все должно быть организовано: «Если я не соберусь, не организую себя, то будет сложнее. Порядок важен везде: в голове, в вещах, в работе».

И обеспечивать этот порядок у нее получается хорошо. За три часа в роли помощника воспитателя я убедилась, насколько это тяжелый труд… Каждому нужно уделить внимание, уловить настроение, помочь, поддержать. Пока один хочет играть в мяч, а другой – читать книжку, нужно умудриться сделать так, чтобы все получили желаемое и не остались в обиде. Нужно успевать везде и всюду, одновременно следить за младенцами и детьми постарше, продумывать развивающие занятия на каждый день и просто быть мамой. Причем как в своем, так и в детском доме.