25 сентября 1929 года лётчик-испытатель Иван Михеев поднял в воздух первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер», созданный двумя Николаями — Камовым и Скржинским. Лидером в этом тандеме был Камов.
Ясный ум и золотые руки
Николай Ильич Камов родился в Иркутске 14 сентября 1902 года в семье преподавателя русской словесности. В детстве Николая увлекали химия, биология, техника. Окончил с золотой медалью коммерческое училище. В аттестате были отмечены его выдающиеся способности, особенно в математике.
В 1918 году вторым по баллам зачислен в Сибирский технологический институт. Он оказался самым юным студентом механического факультета — Камову тогда не исполнилось и 16 лет. Во время учёбы познакомился со знаменитым авиатором Харитоном Славороссовым — тот разжёг в Камове страсть к авиации. Серьёзно повлиял на Камова и заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Александр Квасников, лётчик Первой мировой и бывший лаборант профессора Жуковского.
В начале 1920-х Николай пытался поступить в авиашколу, но из-за врождённой травмы руки его не приняли. И всё-таки Камов стал активным участником авиакружка: штудировал книги по авиации, строил модели самолётов…
Институт также окончил с отличием в 20 лет — и вошёл в историю вуза как самый молодой выпускник. Вручая Камову диплом, профессор Иван Бабарыков сказал, что благодаря сочетанию ясного ума и золотых рук его ученик со временем станет крупным инженером. И предсказание профессора исполнилось — теперь на корпусе №4 Томского политехнического университета, бывшего технологического института, установлена мраморная доска в память о Николае Камове. А томский аэропорт Богашёво с 31 мая 2019 года носит имя этого авиаконструктора.
Первые шаги
В 1923 году инженер-механик Камов поступил на московский концессионный завод немецкой авиационной марки «Юнкерс». Вступил в конфликт с грубым мастером-немцем и был уволен.
В 1924 году в центральных аэропланных мастерских общества добровольного воздушного флота «Добролёт» Камов по собственной инициативе сделал комплект чертежей самолёта Ю-13 фирмы «Юнкерс». Российский инженер усовершенствовал форму посадочных щитков для сокращения пробега при посадке.
В 1927 году Камова пригласили в конструкторское бюро Дмитрия Григоровича — специалиста по гидросамолётам и истребителям. Там инженер усовершенствовал морской разведывательный самолёт МР-3бис, а параллельно самостоятельно конструировал автожир — винтокрылый летательный аппарат.
Тот, кто придумал «вертолёт»
В 1929 году Николай Камов с коллегой Николаем Скржинским из отдела морского опытного самолётостроения создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». Внешне этот аппарат был схож с английским автожиром Cierva C.8L, имел фюзеляж первого советского биплана У-1 и был оснащён двигателем М-2 мощностью 120 л.с. Именно этот автожир и поднял в воздух лётчик-испытатель Иван Михеев 25 сентября 1929 года — и стал первым советским вертолётчиком.
Камов был уверен в преимуществах таких машин. Им почти не требовалось место для взлёта и посадки, они позволяли летать на малых скоростях.
Само слово «вертолёт» — изобретение Камова. Он начал использовать это слово в том же 1929 году, заменяя иноязычное «геликоптер». Но общеупотребительным оно стало только в 1950-х годах, когда началось широкомасштабное вертолётостроение в СССР.
К 1931 году инженеры Камов и Скржинский создали модификацию автожира КАСКР-2. В мае того же года новую машину показали на Ходынском поле командованию ВВС Красной Армии и членам правительства.
В октябре 1931 года Камова назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ, которая создавала двухместный автожир А-7 по военному заказу, для разведки и корректировки огня. Это был самый тяжёлый в мире боевой автожир. В 1938 году переоборудованный А-7 на ледоколе «Ермак» везли к берегам Гренландии на спасение экспедиции полярника Ивана Папанина, но не успели: папанинцев подобрали гидрографические суда «Таймыр» и «Мурман». С началом Великой Отечественной войны из пяти А-7-3а сформировали отдельную эскадрилью автожиров в составе 24-й армии в районе Ельни.
21 марта 1939 года началось строительство завода автожиров. Его директором и главным конструктором назначили Камова, заместителем стал Михаил Миль, тоже иркутянин и тоже выпускник Сибирского технологического института. В 1929 году студент Миль узнал о существовании автожиров, придуманных испанцем Хуаном де ля Сьерва. И направил письмо Камову, в то время заведующему отделением автожиров в ЦАГИ. Камов пригласил студента на летнюю практику — поучаствовать в создании КАСКР-1.
В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению. Позже оно преобразовалось в ОКБ имени Камова, а теперь это АО «Камов» в составе Национального центра вертолётостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова, часть холдинга «Вертолёты России».
Вертолёты, созданные под руководством Камова
- Ка-8 — 1948 год
- Ка-10 — 1953 год
- Ка-15 — 1956 год
- Ка-18 — 1960 год
- Ка-25 — 1968 год
- Ка-26 — 1967 год
Также Николай Камов руководил созданием винтокрыла — гибрида вертолёта и самолёта — Ка-22 1964 года, аэросаней «Север-2» 1959 года, аэросаней Ка-30 1962 года и аэроглиссера-катамарана Ка-30В 1971 года. В 1961 году на Ка-22, который называют лебединой песней конструктора, было установлено восемь мировых рекордов. Среди них были рекорды скорости по прямой — 356 км/ч, скорости по замкнутому стокилометровому маршруту — 336 км/ч и поднятия коммерческого груза массой 16,5 тонн на высоту 2,5 тысячи метров.
В 1960–1970 годах вертолёты конструкции Камова поставлялись в 14 стран мира.
Николай Камов умер 24 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Имя Камова носит ОКБ, где он работал, Ухтомский вертолётный завод, томский аэропорт, улицы в Москве, Люберцах, Улан-Удэ и Минске. 5 июля этого года авиаконструкторам Камову и Милю открыли памятник в Иркутске.
В честь 75-летия ОКБ №2, известного как ОКБ им. Н.И. Камова, Политехнический музей проведёт экскурсию «Соосная история». Она пройдёт в Открытой коллекции Политехнического музея, расположенной в Технополисе «Москва» в субботу, 7 октября 2023 года двумя сеансами — в 13:00 и 15:00.