Найти в Дзене
Юрий Енцов

Цена на бензин и дизель, теперь зависит только от компаний владельцев НПЗ, на бирже она снижается

Но вот тут открываются определенные риски, о чем кстати говорил глава «Газпром-нефти» Александр Дюков: подобные меры могут привести к дефициту. Если НПЗ закроют «на перенастройку оборудования» или посчитают, что дизеля в стране слишком много, то остановят мощности напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшенков. Так может возникнуть ситуация, когда не будет дизеля вообще. Никакого. Отрасль должна перестроится вовремя под объемы нужные только лишь для внутреннего рынка.

Иллюстрация нейросеть
Иллюстрация нейросеть

И раньше производили для внутреннего рынка, но если спрос меняется, то всегда можно было экспортировать. И наоборот. Но не все сразу смогут перенастроить производство чтобы делать ровно столько, сколько потребляется.

«СП»: Но если все сделать грамотно, то в целом отрасль не пострадает, а только насытиться внутренний рынок?

- Это сейчас происходит. На самом деле, еще до этого указа, три дня как снижались цены на бирже…

«СП»: Может быть участники рынка предполагали, что будет такой жесткий сценарий?

- Может быть. Компании знали, что такой сценарий обсуждается и уже начали направлять свои объёмы на биржу. Такая тенденция уже появилась, но сейчас она ускорится, углубится. Больше объемы пойдут на внутренний рынок. Это сформирует переизбыток предложения, оптовая цена снизится.

«СП»: Ради чего все это и предпринималось.

- Но правительству будет важно поймать именно тот момент, когда внутренний рынок уже насытился, цены снизились и нет никакого дефицита, а НПЗ еще не сокращают выработку и продолжают работать в нормальном режиме. Вот в этот момент, в идеале, и стоило бы разрешить экспорт нефтепродуктов.

Поэтому я думаю, что этот запрет продлится недолго. И только в этом случае бюджет не пострадает. Если все работают «на склад», то в дальнейшем все равно можно экспортировать продукты, платя экспортную пошлину. А если же этот запрет продлится долго, и мы увидим сокращение выработки нефтепродуктов, то соответственно в итоге мы получим уменьшение экспорта нефтепродуктов и уменьшение поступления налогов от их экспорта в дальнейшие месяцы. Это будет негативно для бюджета.

«СП»: Так, наверное, и стоит трактовать слова Сорокина про «бессрочный» запрет?

- Дело не в том, что он «вечный», и будет действовать постоянно, а в том, что его в любой момент можно отменить, когда посчитают, что цели введения этого постановления правительства достигнуты, внутренний рынок насыщен.

«СП»: Правительство будет следить за спросом со стороны сельхозпроизводителей. Сейчас заканчивается уборочная компания озимые посеют и вот тогда снизится спрос на дизель?

- В этот момент мы, скорее всего, и увидим отмену запрета на экспорт. А если производители окажутся зажаты только на внутреннем рынке, то им придется подгадывать объемы, которые потребляются здесь и сейчас. И это проблема: если запрет продержится долго, то дело может дойти до остановки НПЗ или сокращения выработки. Рынок может начать лихорадить.

«СП»: Расскажите немного про добросовестных и недобросовестных участников рынка. С добросовестными все понятно. А вдруг покажут себя недобросовестные во всей красе? Ведь в постановлении оставлена лазейка, временный запрет на экспорт российского топлива не распространяется на транзит, на страны ЕАЭС и на гуманитарную помощь. Что если под видом гуманитарной помощи бросятся экспортировать бензин и солярку?

- В странах ЕАЭС речь идет о индикативных (прогнозных) балансах с Белоруссией и возможно с Казахстаном. В основном это наши взаимоотношения с Белоруссией. Есть определенное количество нефтепродуктов, вывозимых с территорий государств-членов, в результате чего уменьшается количество нефтепродуктов на таможенной территории Союза.

Источник

Подписаться