Один читатель подробно расспрашивал меня, а какие конкретно ошибки делают выпускники девятого класса? Как они выглядят? В чём заключаются?
Подумала, что идея мне нравится.
Открываю сайт для подготовки к устному собеседованию по русскому языку, где мы с ребятами обычно тренируемся – и всё сами увидите. Иду строго по текстам, на подготовку к чтению которых даётся время. Несколько минут.
Помните, пожалуйста, что мы говорим об учениках репетитора. Уверена, что существуют абитуриенты с отличными навыками чтения и понимания материала.
Какие-то ошибки буду снабжать комментариями, какие-то оставлю, потому что они прекрасны в своём простодушии и в своей неискушённости.
Список речевых ошибок школьников девятого класса перед ОГЭ
- "...лётчики уже имеют опыт перегрузок – лётчики уже имеют опыт перезагрузок..."
Так прочитает большинство. Заодно появляется шанс зацепиться за космическую тему. Вышеупомянутое большинство с интересом внимает, как правило. Про космические корабли, которые бороздят. (Цитата из известного фильма. Из какого, кстати?)
- "Смелость и бесстрашие русского парня с широкой улыбкой покорили – с широкой улыбкой покорила..."
Не запоминают однородные подлежащие, отсюда пропадает согласование в грамматической основе предложения и доминирует улыбка. Иногда доминирует бесстрашие.
- "...попал под огонь "Мессершмитта" – попал под огонь "Мистершмидта"
Даже когда просишь вчитаться, всё равно повторяют разные версии условного мистера. Приходится объяснять. Восхищаются. Особенно юноши.
- "К 1944 гОду – к 1944 годУ"
Ударение довольно часто нас подводит. Примеров много: орденАми – Орденами; началАсь – нАчалась; сохранЁн маленький домик – сохрАнен маленький домик; недЮжинный – недюжИнный.
В случае с "е"/"ё" молодые люди возмущаются, что там над буквой "е" нет точек, это их сбивает. (А смысл прочитанного им не всегда помогает.)
- Имена собственные – отстоящая тема. Мы, репетиторы и учителя, в первую очередь советуем: "Обращайте пристальное внимание именно на них!"
Однако составители этих заданий прекрасно знают слабые места будущих абитуриентов колледжей, поэтому в выборе имён проявляют недюжинную фантазию, ловят специально:
Шаварш Карапетян, Липарит Алмасакян, Епистиния, Панин-Коломенкин, Генрих Осипович Графтио, Куинджи
- Дальше идут числительные. Если с падежом повезёт, то проскочить реально, а если творительный падеж будет, то ошибка. С высокой вероятностью.
Самая распространённая ошибка: шестисот – шестиста, пятисот – пятиста и т. д.
- Аббревиатуры вообще не расшифровываются. Я на это внимание всегда обращаю и заставляю читать полностью.
ГЭС, США, СССР, РАН, ТЮЗ
В тексте даже может быть дано полное название. Прочитают. А потом будет сокращение – не будут расшифровывать. Прочитают аббревиатуру.
***
Надеюсь, мой читатель получил развёрнутый ответ. Как смогла.
А вывод простой. За девять лет навыки чтения/понимания/анализа текста не сформировались. Читали ребята гораздо меньше, чем требуется для их, этих навыков, формирования! Нет знакомых фонем, нет ассоциаций! Узнавания не происходит!
Невозможно, пробежав один километр, пересечь финиш на десятом километре. Возможно только рукой махнуть победителям, да и то в прыжке.
Правда, можно научить бегать по сокращённой дистанции. Срезать путь. Но это не к школе и нечестно. Недобор буковок и недочёт слов будет преследовать неумех всегда.
Испугались за них? Не надо. Новое поколение нам ещё покажет. Оно найдёт свой путь. Что-то мне подсказывает😏👍
P. S.: Последнее слово. Чуть не забыла. Слово "глядь". При его произнесении обычно всегда радость и потепление, эффект узнавания. Девочки смущаются, а мальчишки хихикают. Пусть хоть такая, но всё же ассоциация. Не та и не туда, но хоть что-то...
(Да, сейчас был сарказм. Извините, не удержалась.)