Последнее время стало уже традицией, когда приходится развенчивать или опровергать громкие лозунги, придуманные порой не столько для реальной пользы, сколько для привлечения внимания почтенной публики. И уже несколько дней внимание это самое внимание притягивают заголовки о якобы грядущем запрете автомобилям такси парковаться во дворах больше определённого времени (говорится о временном интервале не более получаса).
Даже называются примерные размеры штрафов (что-то около двух-трёх тысяч рублей), и уже нашлись «народные мстители», готовые бегать и фоткать, дабы засыпать штрафами «этих негодяев». Однако, если вдуматься в проблему поглубже, можно догадаться, что похожие предложения зачастую направлены на борьбу со следствием какой-то проблемы, а не с её причиной. Вот о причинах и поговорим…
Но сначала вспомним, кому же конкретно сегодня запрещена остановка и стоянка во дворах. Строго говоря, по букве ПДД никаких прямых запретов на это для каких-либо категорий транспортных средств не существует. Однако Привила предусматривают всё-таки несколько вариантов запретов для отдельных категорий ТС.
Запрет первый. Это территории, на которые распространяется действие знаков, запрещающих остановку или стоянку, с дополнительным табличками, обозначающими конкретный тип ТС, для которых и действует данный запрет. Чаще всего такие ограничения предусмотрены для большегрузов и им подобных.
Вариант второй (он же наиболее распространённый). Территория, обозначенная знаком 5.21 «Жилая зона». Здесь-то и запрещена стоянка грузовиков с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и разметкой мест.
Как видим, никакого отдельного запрета именно для такси ПДД не предусматривают. Правда, многие припоминают, что несколько лет назад якобы был введён запрет на парковку во дворах так называемого «коммерческого транспорта» (к числу которого, несомненно можно отнести и такси), однако в действительности никакого подобного запрета никогда не существовало. Дело в том, что с мая 2018-го года действовал приказ Минтранса № 199, который регламентировал требования к парковкам автомобилей юридических лиц, которые многими воспринималось как запрет на стоянку коммерческого транспорта во дворах.
Однако на самом деле этот документ запрещал лишь «создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами…», а не размещение где-то каких-либо транспортных средств на местах уже созданы. Да и это уже неактуально - данный приказ отменён с начала 2021-го года…
Ну теперь пора вспомнить о причинах, по которым у наших домов постоянно «живут» автомобили-такси. И причин этих, пожалуй, две.
Первая. Здесь частенько снимают жильё водители, работающие в такси. Иногда - вскладчину одну квартиру на пятерых-десятерых. Как вариант - этими автомобилями пользуются и коренные жильцы этих домов, которых наше непростое время заставило искать подработку.
Вторая причина. Условно назовём её «неудачный бизнес». То есть кто-нибудь из наших соседей решает заняться бизнесом по сдаче в аренду автомашин-такси. Регистрирует ИП (или фирму), приобретает пять-шесть автомобилей, получает разрешение и ищет арендаторов. Однако иногда бизнес даёт сбой (например, три года назад была «пандемия» с её ограничениями на всякие передвижения и падением спроса на услуги такси, отток мигрантов, составляющих основную часть арендаторов, рост стоимости накладных расходов со снижением доходов и т. п.) - и в результате невостребованные машины стоят «на приколе» во дворах, ожидая своей участи…
И вот теперь возникло предложение каким-то образом наказывать владельцев за «превышение лимита» времени нахождения. А надо ли это в действительности? И если с теми, кто действительно бросает во дворах свои машины после неудачных попыток сдать их в аренду хоть кому-нибудь, бороться, наверно, необходимо (непонятно только как - ведь при отсутствии у них денег штрафы взыскать всё равно не получится), то стеми, кто реально работает на этих автомобилях, не всё так просто…
Самое главное - непонятно, кто и как будет решать, каким именно автомобилям такси дозволено «жить» во дворах, а кому там не место. Да и не стоит забывать о том, что в наше сложное время подработка (а иногда - и основная работа) может потребоваться очень многим, и заставить сесть за руль жизнь может почти любого. В том числе и того, кто сегодня готов бегать по дворам и фоткать эти машины для сбора штрафов…
А ведь на самом деле главная причина рассматриваемой ситуации кроется совершенно в другом. Все мы видим, как активно последние годы в городах (в основном, конечно, в столице) застраиваются любые «свободные» клочки земли многоэтажными «человейниками». О парковках рядом, разумеется, никто не задумывается. И как закономерность - совершенно хаотичное размещение авто где придётся.
Но есть и еще один момент во всей этой истории. Если автомобили-такси «выселить» из дворов - их владельцам придётся искать другое пристанище, которым могут стать порой весьма отдалённые паркинги или ГСК. За отдельные деньги. Которые таксисты потом включат в стоимость своих услуг, и цены вновь вырастут. Для всех без исключения. То есть за парковку такси в конечном итоге заплатим все мы. Даже те, кто мечтает выгнать такси из своих дворов…