[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Бесхозных садовых и огородных участков в стране немало. Эта земля, по сути, простаивает, налоги за нее никто не платит. Найти более ответственных хозяев для этих соток пока сложно, так как мешает несовершенство законодательства.
Проблема заброшенных участков остро стоит не только для государства из-за простоя земли и неуплаты налогов, но и для самих товариществ, которые недополучают взносы и не могут поддерживать общую инфраструктуру. Да и простым садоводам не с руки иметь рядом рассадник сорняков, или еще хуже — нежелательных соседей.
«Сомнительные» садоводы осваивают забытые дачи по-своему — сносят ворота, вскрывают дом, а могут наведаться и к соседям. Официальных хозяев таких заброшек не видно по несколько лет, чем и пользуются незваные гости. Но чтобы предъявить претензии, сначала нужно отыскать собственников запущенных дач.
Ольга Боброва, председатель СНТ Орехово-Майское: «Мы можем все это заказать через нотариуса, услуги которого стоят 2,5 тыс. Дорого все это. По 2,5 тыс. за 70 участков — это очень большая сумма».
Если найти владельца не удается даже через суд, то может начаться процедура признания участка бесхозным с последующей перепродажей. Процедуру может запустить местная администрация, но для этого нужны большие деньги, которых у нее зачастую нет.
Оксана Никитина, адвокат, кандидат юридических наук: «Очень дорогая процедура. Межевание дорогое, постановка на учет дорогая, да и подыскивать родственников тоже не дешево. Поэтому сегодня это все можно сделать, но механизм настолько неповоротлив, что это сложно».
Над упрощением системы сейчас работают правительственные комиссии. Готовится целый ряд земельных законопроектов, которые подготовят в этом и следующем годах. Один из них утвердит признаки неиспользуемого участка, которые предварительно уже разработаны.
Критериев несколько: участок около года должен быть заросшим сорной травой и захламленным более чем на половину. Также земля будет считаться брошенной, если разрушены дома или другие постройки, которые хозяева не восстанавливают 5 лет. Если участок с не найденным хозяином попадет под эти рамки, в действие вступят новые правовые механизмы.
Олег Валенчук, депутат Госдумы, председатель Союза садоводов России: «Вырабатываем закон, который будет четко говорить, как и по каким параметрам будет проходить процедура передачи этого участка другим эффективным собственникам».