Вообще я с ней сталкивалась, общаясь и не с начинающими финансистами. Когда вопрос возникает у человека, который у управления - это уже не дело. Если нет уверенности и своевременности в первичном сборе - дальше все бесполезно, анализ будет неверный. А анализ цифр - это точный анализ, вопросов тут быть не должно.
Есть такое направление - информация собирается полностью - но ее не могут свести в отчет, ищут программы, не знают что делать с этими массивами.
Но основной вопрос все таки остается такой - вот этот первичный массив данных, который включает в себя все что может быть. Во время первого интервью с бизнесом слышу всякое:
1. У нас 1000 человек, все получают по-разному это невозможно собрать
2. У нас безнал, нал, черный нал - собрать это невозможно, слишком много ответственных.
3. У нас 20 банковских счетов, все в разной валюте.
4. У нас международная компания, не все могут пользоваться русскими программами.
5. У нас много компаний и ИП, как собрать отчеты, там же будет все дублироваться?
6. Как внести расходы с личной карты? я не могу все записывать постоянно.
7. В экселе невозможно это собрать в один отчет, каждый ведет по-своему, когда собираем все в один получается плохо.
А еще знаете что делают - собирают все таки этот отчет эксель из разных отчетов и получают данные, но собирают так, что при точечной проверке всегда находятся ошибки, например, задублированные обороты.
Так вот, я к чему.
Первое, чему нужно научиться - это собирать всю информацию.
Чтобы это сделать без ошибок - нужно это делать в рамках системы учета (а именно тройки отчетов).
Очень грубо говоря - у компании есть "масса денег", которая превращается либо в доход, либо в расход, кредиторку, дебиторку, активы что-то еще. То есть, в условиях реальности, чаще всего - обороты по всем счетам, кассам, черным кассам - ограничивают наши отчеты этим объемом.
Всем начинающим я говорю такой порядок:
1. Сбор по кассовому методу (особенно с руководителями, которые еще не прочувствовали метод начисления). Этот сбор в итоге должен представлять из себя какой-то инструмент, куда вы закидали свежие банковские выписки и отчеты по кассе - и отчет у Вас получился уже готовый (под словом отчет я имею ввиду три отчета - ДДС + ОПиУ+ Баланс), при этом актив равен пассиву в моменте! Основная точка контроля - банковские остатки в любой момент времени совпадают с реальностью. Вы будете супер фин диром во всем времена, если этот навык у Вас будет глубокий и стойкий.
2. Потом можно добавлять метод начисления. Если получится сразу однородно - супер!!!! Если нет - ничего страшного. Поэтапный ввод тоже подходит. Что это значит - это значит, что у Вас каким-то образом налажен процесс миграции данных откуда-то к отчетности. Например, какой-то журнал из 1С, выгрузка из базы данных, какой-то отчет со стройки. Главное проанализировать возможную однородность потоков информации и максимально упростить сбор. Основная точка контроля после этого - это размер дебиторской и кредиторской задолженности. Когда будете вводить метод начисления - эти задолженности будут формироваться автоматически, а иначе у Вас не пойдет баланс!!!!
3. После того как у Вас идут банковские остатки, дебиторская и кредиторская соответствует действительности - вот отсюда начинается творение - планирование, бюджетирование и анализ. Когда у Вас есть достоверные, точные, понятные таблички - вот тут начинается все самое интересное. Всем начинающим советую так - видите где можно преобразовать поток расходов (да пусть сначала на 1 000 000 в год) - сразу так и говорите руководству - если у меня получится сэкономить тут - хочу премию, совсем хотите гарантий - подпишите под это соглашение.
4. Надо ли говорить, что при таких точках контроля мы многое получаем? Можно проверить быстро все - подлог, мертвые души, завышенные расходы, старые бизнес процессы, точки роста, точки раскачки и многое многое другое
P.S. деньги всегда были есть и будут. Законы не меняются, правила подсчета остаются теми же, все что вы узнали сегодня нового про деньги - уже произошло. По мне так самый быстрый способ взобраться на вершину мастерства финансового учета - учиться у более опытных людей, ничего придумывать не надо.
В моем канале - https://t.me/hack_fin
Обсуждения, примеры, файлы, можете задавать вопросы.