Найти тему
Культурная Карта

Что думают режиссёры и художественные руководители театров кукол про технологии чудесного

В Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проходит XII Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова. Он посвящён Десятилетию науки и технологий, объявленному в России, и проходит под названием «Технологии чудесного». Главное, что хотели показать зрителю организаторы фестиваля, это всё то новое из современных технологий, что можно применить в условиях кукольного театра, и органично вписать в спектакли. Инновационные сценические решения демонстрируют 12 театров из трёх стран.

― Тема нашего фестиваля «Технологии чудесного». Мы готовы познакомить зрителей с лучшими современными постановками и новыми тенденциями театра кукол, представить достижения высоких технологий, ― отметила на пресс-конференции в ТАСС директор театра Елена Булукова. ― Географии фестиваля обширная ― у нас творческие коллективы из Израиля и Ирана, а также из Брянска, Вологды, Красноярска, Нижнего Тагила, Перми, Челябинска, Санкт-Петербурга и Москвы.

В этом году мы возобновляем традицию образцовских премий. В 2001 году впервые были вручены премии Сергея Владимировича Образцова. Всего их было пять, они номерные, созданы известным скульптором Андреем Ковальчуком. Спустя 22 года, мы возобновляем эту традицию. Изготовлены дополнительные шестая и седьмая премии. Они будут вручены по итогам фестиваля не менее легендарным людям, которые получили эти премии в 2001 году.

Сама программа состоит из двух блоков: показы и образовательная часть. Пройдут две конференции «Инклюзивные проекты в музее и театре кукол им. Сергея Владимировича Образцова». Мы готовы поделиться тем опытом в сфере инклюзивного искусства, который мы за последние годы набрали. И вторая конференция «Технологии чудесного в театре кукол». Помимо этого, будет огромное количество лекций, мастер-классов, встреч с ведущими мастерами и так далее.

― Физик мыслит ядерным ядром, лирик ― стихом, а кукольник ― куклой, это его инструмент, ― считает главный режиссёр Театра им. Образцова Борис Константинов. ― Например, сказка «Питер Пен и Венди». Нужны большие герои, исполины, индейцы. Они же выполняют роль деревьев или ширмы. и если бы мы сделали это из папье-маше, из тяжёлых материалов, то актёру просто физически было бы очень тяжело. И появились новые материалы, нужная фактура.

Мы, кукольники, художники, режиссёры и актёры, на самом деле, любим настоящее. Наша задача ― оживить неживое. При создании куклы чаще всего применяют так называемый сырец. Это бумага, крафт, папье-маше. Но сегодня есть полиматериалы, которые, мне кажется, легко могут это заменить и делают это. Просто элементарно сделать легче куклу. Вроде бы зритель этого не замечает, но для меня важно, чтобы актёру было уютно рассказывать историю… чтобы зритель, не дай Бог, не увидел, как актёру тяжело. Это самое страшное в театре. А если говорить глобально, то технология чудесного всё-таки кроется внутри человека, в его душе, в его мироощущении ― как он видит мир, как он идёт к решению той или иной авторской правды и переносит её на сцену уже в своём спектакле. Никакой робот не справится с самым важным делом ― оживлением неживого. Только человек, только его руки. Всё, что однажды родилось, оно развивается, имеет тенденцию роста. Отказываться от прогресса неверно. Надо смело идти вперёд, искать. Сам Образцов завещал: «Эксперимент ― это двигатель всего, что происходит в театре».

― Мы привезли спектакль «Цветы для Элджернона». Тема известная ― тема изменения человека, изменения интеллекта, ― рассказывает о своей части фестивальной программы художественный руководитель Пермского театра кукол Дмитрий Вихрецкий. ― И для проявления этой идеи мы выбрали необычный способ и рассказали историю с помощью всемирно известного конструктора. Это пластмасса, которую мы снимаем на видеокамеру. Тут же идёт трансляция, зритель видит на экране всё происходящее. Получается такая съёмочная площадка мультфильма зритель видит одновременно и съёмку фильма, и конечный результат на экране. Но это же не самоцель. Мы как раз ищем новые способы донести мысль, потому что мы берём нетрадиционные сюжеты. Мы берём современную литературу и традиционные куклы не всегда дают полноценно раскрыть замысел, поэтому мы используем сложные технологии. К слову о том, что мы используем, в этом конструкторе нам не хватало некоторых деталей и художник научилась рисовать их в специальной программе на компьютере и напечатала недостающие детали на 3D-принтере. Это инструменты, а не самоцель. В следующих спектаклях мы собираемся работать и с виртуальными шлемами и костюмами дополненной виртуальной реальности. Но это всё способы донесения идеи, особенности современного зрителя ― и дети, и взрослые привыкли уже к новым технологиям и считывают этот язык лучше, больше понимают.

― Для меня современные технологии чудесного ― это наличие куклы в театре кукол, ― заявил Александр Борок, главный режиссёр Челябинского театра кукол им. Вольховского. ― В современном театре кукол сейчас очень много спектаклей без кукол. Как в начале 70-х кукольник вышел из-за ширмы, так постепенно начал выяснять куклу. И в последнее время мы всё больше и больше наблюдаем спектаклей театров кукол без кукол вообще. А по-моему высший пилотаж ― это когда зритель вообще не видит живого актёра, а действуют только куклы. Вот эта вот настоящая технология чудесного, по моему мнению.

Но сами челябинцы привезли на фестиваль спектакль без кукол. Как сказал режиссёр, улыбаясь, «чтобы удивить московского зрителя». Это постановка режиссёра Александра Янушкевича «Годунов».

― Это скорее театр предмета, ― поясняет Александр Владимирович. ― У нас там есть куклы, но они либо очень большие, либо не совсем куклы. Настоящим чудом для ребёнка и, наверное, для взрослого зрителя является как раз то, что кукла работает сама. И он верит в то, что она живая. Вот это для меня самое основное в современном театре кукол ― желание и старание сделать спектакли без видимого актёра. Вот такая технология чудесного.

-2

Во всех разговорах о чудесности и роли современных технологий в театральном процессе самым простым был ответ израильского кукольника Орнана Брайера:

― Я не думаю, что технология чудесного, это то, что вы делаете с технологией. Например, кукла ― это не чудесное. А чудесное то, как вы с ней работаете. Только после того, когда вы поймёте, ЧТО вы хотите сделать и показать, можно думать о технологиях. Технология ― это большая часть нашей жизни. Мы пользуемся телефоном, сейчас общаемся с людьми, которые смотрят нас через интернет. Поэтому, я думаю, что технология ― это жизнь. И театр ― это тоже о жизни. Это естественно ― привнести технологии на сцену. Технология может принести большое чудо, но также мне кажется, что это очень опасно, потому что и актёр, и кукла на сцене очень ограничены. Кукла ― это то, во что ты должен вдохнуть жизнь. Но всё, что ты делаешь с этим оживлением, будет очень ограничено. Ты не сможешь сделать много. Создаётся двоякая ситуация, с одной стороны, полная возможность с точки зрения технологий, которые ограничены возможностями куклы. Поэтому технологии могут вытеснить куклу со сцены и перехлестнуть. Нужно старательно изучать соотношение технологий, которые ты привносишь, и ограниченность, которая свойственна кукле.

Зарубежному гостю был задан неловкий вопрос о последствиях его приезда в Москву, на что Орнан ответил:

― У меня есть одно правило, которому я всегда следую: я думаю, что дети во всех странах должны видеть искусство. Единственная возможность изменить мир ― это дать новому поколению искусство. Поэтому я не выбираю какие-то страны и ситуации. Вы знаете, что и в Израиле ситуация непростая. Поэтому я езжу и готов показывать свой спектакль везде. Я не думаю о том, какую сторону принять, какого мнения правительство этой страны, я просто играю.

Достойно, не правда ли?

Двенадцатый «Образцовфест» в разгаре. Впереди ещё масса интересных постановок. И мы в предвкушении, вспоминая то, что уже увидели. Обе постановки от театра кукол им. С.В. Образцова — «Питер Пен и Венди» и «Играем Шекспира». После истории с летающим феями, пиратами, индейцами и «потерянными с детства мальчиками» несколько дней живу с ощущением сказки внутри. Сказать, что сполна получаю то, за чем прихожу в кукольный театр, этого мало. Обе постановки переключают зрителя из состояния «здесь и сейчас» в какое-то общее человеческое, глобальное «зачем, почему и ради чего». И технологии тут почти ни при чём. Куклы ходили по рукам, летали и танцевали, теряли связь с механическим, полностью оживая в сюжетной ситуации... и вызывали настоящие эмоции — временами хотелось плакать, но чаще — смеяться, откликнуться хору мальчишек или актёрским шуткам. Фразу «Как тебе это удалось?!» я запомнила. Правда, в актёрской среде её, видимо, лучше не произносить.

Анжелика ЛУКИНА, фото театра им. Образцова,
фотоскрины с трансляций спектакля и пресс-конференции