Известно влияние возраста женщины на вероятность наступления беременности. Интересный вопрос,влияет ли возраст мужчины на качество эмбрионов и соответственно прогноз программ ВРТ?
Вопрос исследования
Способствует ли старший возраст отца( ≥40 лет) более высокой частоте анеуплоидии отцовского происхождения у эмбрионов?
Несмотря на выработку новых сперматозоидов на протяжении всей и
жизни, у мужчин наблюдается ухудшение качества спермы после 35 лет.
Обзор репродуктивного старения мужчин выявил внутренние, зависящие от возраста молекулярные изменения в сперматозоидах здоровых стареющих мужчин, включая изменения в показателях спермограммы , повышенную фрагментацию ДНК сперматозоидов, удлинение теломер и измененное
метилирование ДНК .Эти генетические факторы формируют основу
мужского бесплодия (Aitken & Baker, 2020; Puzuka et al., 2021; Vasilopoulos et al., 2019; Yoshida et al., 1997)и, в сочетании с растущей тенденцией к отсроченному
отцовству, приводят к увеличению числа пожилых мужчин, использующих вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) для зачатия.
Хотя исследования кариотипа спермы демонстрируют, что все мужчины производят определенную долю анеуплоидных сперматозоидов . Вопрос о том, создает ли старший отцовский возраст дополнительный риск
эмбриональной анеуплоидии, является спорным, осложняемым тем фактом,
что материнский и отцовский возраст часто совпадают и что нет универсального консенсуса по поводу отсечения возраста мужчин. Наиболее часто используемый порог в исследованиях ЭКО составляет 40 лет, основываясь на свидетельствах возрастных изменений в сперматогенезе и фертильности.
Дизайн
Представлено многоцентровое ретроспективное исследование результатов предимплантационного генетического тестирования (ПГТ) эмбрионов на стадии бластоцисты с однонуклеотидным полиморфизмом (SNP) в микрочипах .
Анализ анеуплоидии на всю хромосому был выполнен на 2409 эмбрионах от 389 пациентов мужского пола, прошедших 681 курс вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в период 2012-2021 годов.
Анализ сегментарной анеуплоидии был проведен на 867 эмбрионах от 140 мужчин, прошедших 242 цикла ВРТ в период с 2016 по 2021 год. Эмбрионы были сгруппированы на основе возраста отца при заборе спермы: <35, 35-39 и ≥40 лет. Показатели анеуплоидии отцовского и материнского происхождения сравнивались между группами с использованием точного критерия Фишера.
Материалы и методы.
Было проведено ретроспективное исследование, оценивающее
результаты ПГТ с SNP-микрочипами при ИКСИ и стандартных циклах оплодотворения ЭКО в период с 2012 по 2021 год.Это тестирование позволило
определить родительский источник для цельнохромосомных и сегментарных
анеуплоидий.
В результате анализа материала программа давала заключение для установления родительского происхождения участков хромосом у эмбриона с анеуплоидией.
Исследуемые эмбрионы были разделены на три группы в зависимости от
возраста пациента мужского пола на момент забора спермы :< 35 лет (группаА),35- 39 лет (группа B) и 40 лет и старше (группа C).
Анализ типов анеуплоидии по целой хромосоме не выявил существенных различий между тремя группами по частоте трисомии отцовского происхождения( A: 5,5% по сравнению с B: 7,0% по сравнению с C: 7,7%; P = 0,2235) и происхождение по отцовской линии моносомии (A: 3,3% по сравнению с B: 3,0% по сравнению с C: 2,7%; P = 0,8156).
В отличие от анеуплоидий с цельными хромосомами,
которые были преимущественно материнского происхождения, было обнаружено, что сегментарные анеуплоидии распределяются более равномерно между материнскими и отцовскими хромосомами (44% против 56% ) соответственно. При сравнении сегментарной анеуплоидии между возрастными группами отцов было отмечено , что частота отцовских делеций в группе С (4,8%) была в 1,7 раза выше, чем в группе А (2,8%) и в 1,9 раза выше, чем в группе В (2,5%).
Результаты.
- Не было существенных различий между группами по частоте анеуплоидии всей хромосомы отцовского происхождения в целом (Р= 0,7561) или при разделении по типу (трисомия и моносомия: Р = 0,2235 и 0,8156) или сложности (одиночная по сравнению с 2, 3 или ≥4 анеуплоидиями: Р= 0,9733, 0,7517, 0,669 и 0,1481).
- Делеции отцовского происхождения были в 2,9 раза выше, чем делеции материнского происхождения (Р = 0,0084), независимо от возрастной стратификации. Не наблюдалось существенной разницы в делециях отцовского происхождения при возрасте отца ≥40 по сравнению с младшими возрастными группами (4,8% против 2,5% и 2,8%, Р=0,5292).
-Показатели анеуплоидии отдельных хромосом были слишком низкими для проведения статистических сравнений.
Выводы
Не было обнаружено значимой связи между возрастом отца и частотой возникновения отцовской анеуплоидии у предимплантационных эмбрионов, независимо от типа или сложности. Таким образом, возраст мужчины не является показанием для ПГТ при проведении программы ВРТ.