В 2023 году вышла новая (и как обещают, заключительная часть) киносериала про Индиану Джонса - "Индиана Джонс и Колесо судьбы".
Приглашаю Вас вспомнить, что было раньше, и поговорить о новом фильме.
Первые фильмы классического набора вышли в 1980-е годы
«В поисках утраченного Ковчега»
«Индиана Джонс и храм судьбы»
«Индиана Джонс и последний крестовый поход"
Немалая часть успеха франшизы объясняется не только легкостью приключенческого сюжета, но харизмой исполнителя главной роли - Харрисону Форду, который в 1980-е, будучи 1942 года рождения, наслаждался своими прекрасными сороковыми. Зрительские оценки на Кинопоиске по всем частям ровные: с небольшим отрывом лучшим фильмом коллективный разум считает третью часть с сэром Шоном Коннери. И я, пожалуй, с ним соглашусь.
Хрустальные черепа
В 2008 году студия Paramount Pictures решила сделать деньги на ностальгии и выпустила четвертый фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Харрисону Форду было уже за шестьдесят, и он уже тогда (именно в том фильме) смотрелся уставшим. Кинолента вышла спорной, но в целом на один вечер, подогретый ностальгическим интересом, потянула, а создателям кассу сделала.
Индиана Джонс и Колесо судьбы
Фильм четко делится на три части
В первой анимированный молодой Индиана Джонс, от которого периодически ловишь «зловещую долину», участвует в предыстории, задача которой познакомить зрителя с ключевым артефактом и обозначить, что герой Мадса Миккельсена точно злодейский злодей-фашист, верный своим фанатичным убеждениям. Вышла слишком затянутая прелюдия.
Во второй части уже не молодой Харрисон Форд в депрессии встречает дочку своего старого друга (героя Тоби Джонса из предыстории). Дочка (Фиби Уоллер-Бридж) вполне себе авантюристка.
Но из-за нее старику придется расчехлить свой хлыст (и это не эвфемизм), надеть на себя фирменную шляпу и отправиться в классический набор собственных клише: страх змей, погони с гэгами, злые-злодеи-нацисты, сообразительность при решении древних загадок, охраняющих таинственные, поросшие вековой пылью и паутиной места…
Это часть — посвящение старым фильмам об Индиане Джонсе и снята с уважением к этому материалу, будто бы в том же стиле, но… То, что тогда смотрелось ярко, эффектно и забавно, за десятилетия популярности Индианы Джонса настолько много раз цитировалось в большом числе приключенческих фильмов, что стало скучным и устаревшим. Самый забавный экшн с погонями выглядит скучно. И сложно сказать авторам, что они сняли не так. Просто в устаревшей и избитой манере.
В этой же части фильму приходится будто извиняться за возмущение Шайей ЛаБафом в роли сына Индианы Джонса в прошлой попытке перезапустить приключенческую зрительскую классику. Известно, что с актером в Голливуде не любят работать из-за его эксцентричности, видимо, да и зрителям не понравился его персонаж. И вот — трогательный момент перестает в улыбку, когда понимаешь, что таким образом фильм проговаривает, почему нет неудобного актера.
Третья часть — самая экзальтированная.
Раскрывать спойлеры не буду, но она мне показалась самой динамичной и честной — потому что позволила открыть внутренний мир Индианы Джонса, его главный «движок» - искреннюю и яркую любовь к истории.
Вывод
Посмотреть это кино, конечно, можно. Но один раз. И наверное, лучше бы его не снимали, а оставили бы старые фильмы с еще сорокалетним Харрисоном Фордом в покое. Такими, как они есть. Хотя создатели кассу отбили, но не все же мерится только кассой…
При бюджете в 300 миллионов, фильм едва собрал эти 300 по всему миру, что по современным принятым подсчетам, означает провал.
Кстати: Ухо Диониса
Из интересных локаций для последнего фильма можно отметить так называемое "Ухо Диониса" на Сицилии. Оказывается, это рукотворная пещера в форме латинской буквы S, что создает любопытные акустические эффекты. Ее первоначальное предназначение было быть хранилищем воды для Сиракуз.
Название пещере придумал художник Караваджо еще в 17 веке.
Хотя туристический портал Сицилии, судя по всему, не считает, что это место интересное, пещера визуально интересная.
Постскриптум - нужен новый герой
Миру нужен новый приключенческий герой.
Свежий и понятный, который будто откроет форточку в душных комнатах, наполненных очередными супергероями комиксов, бесконечными повторами в духе классических голливудских монстров (Дракула, Мумия и т. д.).
Но учитывая повестку, скорее всего, придется ожидать «сильных-независимых-женщин-которые-во-всем-лучше-чем-мужчины» или других героев, способных уместиться в новые требования Оскара.