Материал основан на лекциях Юлии Изотовой, эксперта по тьюторству, автору образовательных программ по обучению тьюторов. Сами лекции выложены тут. Также включён опыт работы Алексея Тюнина тьютором начальной школы
Тьютор - особый консультант человека, который помогает рассеивать растерянность и помогает человеку вернуть ответственность за свою жизнь.
Если говорить метафорически, тьютор - широкий образовательный консультант, работа которого похожа на тренерскую: человек приходит в спортзал “построение своего пути”, “моё развитие” и тьютор его тренирует.
Итогом работы тьютора - является ясность и понимание возможностей тьюторанта, умение выбирать и реализовывать выбор, удерживать свой путь, несмотря на ситуацию, и уметь направлять всю свою деятельность на себя: не "меня учат", а "я учусь"
Становится вопрос - а чем он отличается от других профессий, которые занимаются примерно тем же самым?
- Тьютор в системе других сопровождающих профессий:
- Чем тьютор отличается от коуча?
- Коуч работает над тем, чтобы человек эффективнее достигал своих целей: быстрее, качественнее, с большей пользой для себя. Тьютор тормозит деятельность, задавая человеку вопросы, узнавая, насколько она ему подходит.
- Коуч работает над краткосрочными целями и в короткие периоды: неделями, одним месяцем. Тьютор работает длительными периодами: месяцами, иногда годами
- Чем тьютор отличается от классного руководителя?
- Классный руководитель работает над тем, чтобы дети выполняли нормы школы: он информирует их, обучает этому
- Классный руководитель - человек, защищающий нормы школы. Тьютор - ничьи нормы не защищает, он на стороне ребёнка
- Классный руководитель занимается параллельной педагогической работой, тьютор занимается только тьюторской работой
- Чем тьютор отличается от психолога?
- Психолог имеет цель облегчения состояния человека, приведение его состояние в норму. Тьютор имеет цели, описанные выше
- Психолог работает с человеком один на один. Тьютор - человек, который координирует ученика, он связан со школой, с родителями, со сторонними организациями, и, наконец, с тьюторантом
- Психолог обладает понятием нормы и диагностическим аппаратом, которой показывает отклонения от нормы. Тьютор не имеет в своей работе понятие нормы. Каждый тьюторант абсолютно уникален.
- Психолог интерпретирует и объясняет состояние человек. Тьютор не объясняет человеку, что с ним происходит, и не советует решения
- Чем тьютор отличается от педагога?
- Педагог имеет цель обучить чему-то конкретному, чтобы ученик смог повторить что-то определенное, сделать что-то определенное. Тьютор отвечает на запрос ученика, ничему не учит
- Педагог обладает оценочным аппаратом: как минимум, отметки, максимум, - обратная связь. Тьютор никак не оценивает тьюторанта
- Педагог - развивает человека в определенную сторону. Тьютор работает над тем, чтобы человек сам развивался в определенную сторону. В этом смысле работа тьютора и педагога противоположны
- Чем тьютор отличается от наставника?
- Наставник организует процесс персонального освоения мастерства: ученик делает скрипки, наставник организовывает обучение, во всём помогает. Тьютор помогает составить план и путь личного обучения
- Наставник - пример для человек. Тьютор не работает своим примером
А главное!
Тьютор является связующим звеном между ребенок - школой, ребенком - родителем, ребенком - педагогом, ребенком - кружками.
Тьютор - человек, который знает о тьюторанте больше, комплекснее всех остальных. И эти знания он использует для согласования желаний/мотивов/целей ребенка с желаниями/мотивами/целями школы, родителей, педагогов
Чем же занимается тьютор?
Тьютор может вести частную практику, но мы будем говорить о тьюторстве в начальной школе, о групповом тьюторстве класса
Деятельность тьютора в начальной школе:
1. Адаптация человека в принятии позиции ученика
- Мягкий вход в процесс: помощь во всех сложностях
- Интерактивные задания с осознаванием своих чувств
- Проработка конфликтных ситуация
2. Консультирование человека “по пути”: пока он находится в школьном процессе
- Наблюдение за ребенком
- Помощь в решение конкретных ситуаций
- Договоренности с родителями/педагогами/школой на что обратить внимание
3. тьюторское сопровождение в событиях и играх
- создание и проведение игр и событий, в которых ребенок приобретает ясность, четкость
4. проведение групповых тьюториалов:
- Создание материалов для занятий (в которых ребенок думает о том, как и к чему относиться, где рефлексирует сложности)
- Создание программ и проведение тьюториалов
5. контекстное тьюторское сопровождение (пространство):
- Создание стен и уголков, обращающих внимание на ценности
- Создание интерактивных мест, в которых ребенок может повзаимодействовать: кабинет дружбы, плакат с пожеланиями ребятам и так далее
Продукты тьютора:
- Информация о ребенке
- Договоренности с ребенком (1 пункт)
- Договоренности с другими участниками в жизни ребенка (пункт 2)
- Образовательные события и игры (пункт 3)
- Материалы, которые наполнены мыслями ребенка: списки, схемы, таблицы, стикеры (пункт 4)
- образовательная среда (пункт 5)
- доверительный контакт с ребенком
Главный итог:
человек понимает как, находясь в ситуации, оставаться собой.
Особенности людей в возрасте от 7 до 10 лет со стороны тьюторства
В этом возрасте человек не умеет контролировать свои движения, эмоции. Человек не умеет уступать и договариваться с другими.
Не умеет выбирать варианты действий: расстраиваться, договариваться, уйти и т.д.; человек в этом возрасте поддаётся первой начинающейся эмоции и ждёт от взрослого помощи
Таким образом, главные акценты работы такие:
- Контроль движений
- Контроль эмоций
- Умение договариваться
- Умение выбирать
- Универсальные умения: инициировать игры, обращаться за помощью
- Учебные навыки: внимание, усидчивость, концентрация
Тьютор - человек, который координирует все запросы участников образовательного процесса.
Запрос - индивидуальное намерение одного из участников процесса, выраженное в общей договоренности. Школа хочет, чтобы ребёнок следовал её правил: мы договариваемся, что все над этим будем работать. Ребенок хочет, чтобы в школе ему было комфортно и интересно: мы все договариваемся, чтобы это произошло.
Тьютор соотносит все запросы: ребенка, родителей и школы. Соотносит и объединяет их. Например, запрос ребёнка на то, чтобы чувствовать себя хорошо в школе должен решаться школой и родителями. Запрос родителей на помощь ребенку с трудностями в чтении должен решаться школой и самим родителем.
Чего может касаться запрос?
1. Самочувствия и самоощущения ребёнка: хорошо или не хорошо в школе, есть друзья или нет
2. Проявлений ребёнка: лидер, ученый, любитель конструировать и т.д.
3. Учебных навыков: знание того, того и того
4. Психофизического состояния ребёнка: природная усидчивость, физические особенности, трудности в доверии, в усилиях над собой
5. Счастья ребенка
6. Соблюдение правил школы
7. Индивидуальные особенности: вспыльчивость ребёнка, дислексия, дисграфия, импульсивность, закрытость
8. и так далее
Тьютор это всё соотносит, являясь защитником ребенка и понимая намерения взрослых. Тьютор - превращает в единый ясный процесс, в котором все осознают других, прислушиваются и договариваются. В начальной школе это особенно важно, так как ребёнок не достаточно проговаривает, а родители ещё не привыкли относится к своему дитя - иначе, чем как к любимому малышу. Школа - даже не знакома с тем, кто в неё пришел. Без тьютора соотнесение всех деталей почти невозможно