Найти тему
Последняя парта

Тьютор - это кто? А тьютор для начальной школы?

Оглавление

Материал основан на лекциях Юлии Изотовой, эксперта по тьюторству, автору образовательных программ по обучению тьюторов. Сами лекции выложены тут. Также включён опыт работы Алексея Тюнина тьютором начальной школы

Тьютор - особый консультант человека, который помогает рассеивать растерянность и помогает человеку вернуть ответственность за свою жизнь.

Если говорить метафорически, тьютор - широкий образовательный консультант, работа которого похожа на тренерскую: человек приходит в спортзал “построение своего пути”, “моё развитие” и тьютор его тренирует.

Итогом работы тьютора - является ясность и понимание возможностей тьюторанта, умение выбирать и реализовывать выбор, удерживать свой путь, несмотря на ситуацию, и уметь направлять всю свою деятельность на себя: не "меня учат", а "я учусь"

Становится вопрос - а чем он отличается от других профессий, которые занимаются примерно тем же самым?

  1. Тьютор в системе других сопровождающих профессий:
  • Чем тьютор отличается от коуча?
  1. Коуч работает над тем, чтобы человек эффективнее достигал своих целей: быстрее, качественнее, с большей пользой для себя. Тьютор тормозит деятельность, задавая человеку вопросы, узнавая, насколько она ему подходит.
  2. Коуч работает над краткосрочными целями и в короткие периоды: неделями, одним месяцем. Тьютор работает длительными периодами: месяцами, иногда годами
  • Чем тьютор отличается от классного руководителя?
  1. Классный руководитель работает над тем, чтобы дети выполняли нормы школы: он информирует их, обучает этому
  2. Классный руководитель - человек, защищающий нормы школы. Тьютор - ничьи нормы не защищает, он на стороне ребёнка
  3. Классный руководитель занимается параллельной педагогической работой, тьютор занимается только тьюторской работой
  • Чем тьютор отличается от психолога?
  1. Психолог имеет цель облегчения состояния человека, приведение его состояние в норму. Тьютор имеет цели, описанные выше
  2. Психолог работает с человеком один на один. Тьютор - человек, который координирует ученика, он связан со школой, с родителями, со сторонними организациями, и, наконец, с тьюторантом
  3. Психолог обладает понятием нормы и диагностическим аппаратом, которой показывает отклонения от нормы. Тьютор не имеет в своей работе понятие нормы. Каждый тьюторант абсолютно уникален.
  4. Психолог интерпретирует и объясняет состояние человек. Тьютор не объясняет человеку, что с ним происходит, и не советует решения
  • Чем тьютор отличается от педагога?
  1. Педагог имеет цель обучить чему-то конкретному, чтобы ученик смог повторить что-то определенное, сделать что-то определенное. Тьютор отвечает на запрос ученика, ничему не учит
  2. Педагог обладает оценочным аппаратом: как минимум, отметки, максимум, - обратная связь. Тьютор никак не оценивает тьюторанта
  3. Педагог - развивает человека в определенную сторону. Тьютор работает над тем, чтобы человек сам развивался в определенную сторону. В этом смысле работа тьютора и педагога противоположны
  • Чем тьютор отличается от наставника?
  1. Наставник организует процесс персонального освоения мастерства: ученик делает скрипки, наставник организовывает обучение, во всём помогает. Тьютор помогает составить план и путь личного обучения
  2. Наставник - пример для человек. Тьютор не работает своим примером

А главное!

Тьютор является связующим звеном между ребенок - школой, ребенком - родителем, ребенком - педагогом, ребенком - кружками.

Тьютор - человек, который знает о тьюторанте больше, комплекснее всех остальных. И эти знания он использует для согласования желаний/мотивов/целей ребенка с желаниями/мотивами/целями школы, родителей, педагогов

-2

Чем же занимается тьютор?

Тьютор может вести частную практику, но мы будем говорить о тьюторстве в начальной школе, о групповом тьюторстве класса

Деятельность тьютора в начальной школе:

1. Адаптация человека в принятии позиции ученика

- Мягкий вход в процесс: помощь во всех сложностях

- Интерактивные задания с осознаванием своих чувств

- Проработка конфликтных ситуация

2. Консультирование человека “по пути”: пока он находится в школьном процессе

- Наблюдение за ребенком

- Помощь в решение конкретных ситуаций

- Договоренности с родителями/педагогами/школой на что обратить внимание

3. тьюторское сопровождение в событиях и играх

- создание и проведение игр и событий, в которых ребенок приобретает ясность, четкость

4. проведение групповых тьюториалов:

- Создание материалов для занятий (в которых ребенок думает о том, как и к чему относиться, где рефлексирует сложности)

- Создание программ и проведение тьюториалов

5. контекстное тьюторское сопровождение (пространство):

- Создание стен и уголков, обращающих внимание на ценности

- Создание интерактивных мест, в которых ребенок может повзаимодействовать: кабинет дружбы, плакат с пожеланиями ребятам и так далее

Продукты тьютора:

- Информация о ребенке

- Договоренности с ребенком (1 пункт)

- Договоренности с другими участниками в жизни ребенка (пункт 2)

- Образовательные события и игры (пункт 3)

- Материалы, которые наполнены мыслями ребенка: списки, схемы, таблицы, стикеры (пункт 4)

- образовательная среда (пункт 5)

- доверительный контакт с ребенком

Главный итог:

человек понимает как, находясь в ситуации, оставаться собой.

-3

Особенности людей в возрасте от 7 до 10 лет со стороны тьюторства

В этом возрасте человек не умеет контролировать свои движения, эмоции. Человек не умеет уступать и договариваться с другими.

Не умеет выбирать варианты действий: расстраиваться, договариваться, уйти и т.д.; человек в этом возрасте поддаётся первой начинающейся эмоции и ждёт от взрослого помощи

Таким образом, главные акценты работы такие:

- Контроль движений

- Контроль эмоций

- Умение договариваться

- Умение выбирать

- Универсальные умения: инициировать игры, обращаться за помощью

- Учебные навыки: внимание, усидчивость, концентрация

-4

Тьютор - человек, который координирует все запросы участников образовательного процесса.

Запрос - индивидуальное намерение одного из участников процесса, выраженное в общей договоренности. Школа хочет, чтобы ребёнок следовал её правил: мы договариваемся, что все над этим будем работать. Ребенок хочет, чтобы в школе ему было комфортно и интересно: мы все договариваемся, чтобы это произошло.

Тьютор соотносит все запросы: ребенка, родителей и школы. Соотносит и объединяет их. Например, запрос ребёнка на то, чтобы чувствовать себя хорошо в школе должен решаться школой и родителями. Запрос родителей на помощь ребенку с трудностями в чтении должен решаться школой и самим родителем.

Чего может касаться запрос?

1. Самочувствия и самоощущения ребёнка: хорошо или не хорошо в школе, есть друзья или нет

2. Проявлений ребёнка: лидер, ученый, любитель конструировать и т.д.

3. Учебных навыков: знание того, того и того

4. Психофизического состояния ребёнка: природная усидчивость, физические особенности, трудности в доверии, в усилиях над собой

5. Счастья ребенка

6. Соблюдение правил школы

7. Индивидуальные особенности: вспыльчивость ребёнка, дислексия, дисграфия, импульсивность, закрытость

8. и так далее

Тьютор это всё соотносит, являясь защитником ребенка и понимая намерения взрослых. Тьютор - превращает в единый ясный процесс, в котором все осознают других, прислушиваются и договариваются. В начальной школе это особенно важно, так как ребёнок не достаточно проговаривает, а родители ещё не привыкли относится к своему дитя - иначе, чем как к любимому малышу. Школа - даже не знакома с тем, кто в неё пришел. Без тьютора соотнесение всех деталей почти невозможно