Мария Дмитриевна Доброва пришла на службу в советскую военную разведку достаточно поздно, в 44 года. Случилось это в 1951 году. За плечами осталась трудная, но во многом героическая жизнь. По первой профессии Мария была преподавателем музыки и работала в одной из школ Ленинградской области. Её любили ученики, уважали коллеги. В начале 30-х Мария вышла замуж за офицера-пограничника. У них была счастливая дружная семья. Родился сын. Но вскоре на голову женщины обрушились одна беда за другой. Сначала при исполнении служебных обязанностей погиб муж, а потом от дифтерии умер маленький сын. Чтобы как-то пережить всё это, Мария, продолжая работать в школе, поступила на заочные курсы иностранных языков при Академии наук СССР. Успешно овладела немецким и французским. Обратилась с просьбой отправить её переводчиком в одну из интербригад в Испанию, где шла в ту пору гражданская война, и на стороне республиканцев с фашистами боролись тысячи советских добровольцев. Просьба была удовлетворена. В годы Великой Отечественной войны Мария всю блокаду Ленинграда проработала в госпитале медсестрой. После войны окончила Ленинградский университет и осталась преподавать в нём иностранные языки. А дальше в жизни случился новый поворот. Марию Доброву пригласили на работу в Министерство иностранных дел, а затем в военную разведку, в её элиту - группу нелегалов. Сначала она работала в Колумбии, потом во Франции, а затем надолго поселилась в США. Там капитан Доброва выдавала себя за американку - хозяйку модного косметического салона и одновременно руководила группой разведчиков, работавших в правительственных учреждениях США. Передала в Центр большой объем бесценной информации. Она работала высокопрофессионально, не вызывая у противника ни малейшего подозрения. Выдал её врагу непосредственный куратор, полковник (впоследствии - генерал-майор) Д.Ф. Поляков, псевдоним «Бурбон».
Мария стала первой его жертвой, всего же предатель погубил судьбу 19 советских разведчиков-нелегалов. Во время ареста в 1962 году она покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна девятого этажа гостиницы.
На родине долгие годы ничего не знали о её судьбе. Более того, американская разведка через СМИ распространила информацию о том, что Доброва после разоблачения пошла на сотрудничество с ЦРУ. И только в 1986 году (через четверть века!), когда была вскрыта преступная деятельность Полякова, Центр узнал правду. Честное имя героини-разведчицы было восстановлено, а предатель по кличке «Бурбон» понёс заслуженное наказание.
Р.S. Ради исторической справедливости мы обязательно расскажем о судьбе других разведчиков, пострадавших от предательства Полякова, и о том, как он был разоблачен.
Автор: Владимир Ветров
Подписываясь на канал и ставя отметку «Нравится», Вы помогаете авторам