Коллектор Гена в основном обзванивает должников. Сам он их номера не набирает — для этого предусмотрена специальная программа. Гена просто приходит в офис, надевает телефонную гарнитуру и начинает разговор с очередным должником. Правда, среди коллекторов это называется «переговоры».
Все переговоры должны проходить в соответствии с заранее утвержденными правилами. Их разрабатывают психологи в виде скриптов — специальных сценариев, на которые должен ориентироваться коллектор. Существует несколько видов скриптов для разговора:
- с должником;
- с его родственниками;
- с его знакомыми.
К каждому скрипту прилагается пособие, в котором подробно рассказано, как отвечать на возражения и как стимулировать должника исполнить свои финансовые обязательства. Почерпнув отсюда полезные советы, а также ознакомившись с личной информацией должника, коллектор может работать более эффективно, мотивируя оплатить задолженность.
К примеру, коллектор, узнав о наличии детей у должника, может сказать, что позвонит в органы опеки. А если должник трудится официально, то ему могут пригрозить звонками работодателю. Кроме того, должника пытаются припугнуть и другими способами. Иногда коллекторы переусердствуют, говоря, что подожгут дом в деревне, где проживает его мать.
Гена работает в агентстве, где нет выездных групп. Но должники-то об этом не знают. Поэтому коллекторы нередко угрожают им, говоря, что по адресу проживания выехала выездная бригада. Это нужно, чтобы оказать на должника давление, вселить в него страх перед неизвестным. Порой он не проходит на протяжении нескольких месяцев, если у человека богатое воображение.
Коллекторы используют и косвенные угрозы. К примеру, могут сказать должнику, как будет плохо, если его ребенок по дороге домой случайно споткнется и размозжит себе голову.
Главная задача, которая стоит перед коллектором — убеждение должника, что он обязан погасить свой долг. Именно поэтому его пугают выездными бригадами или скорым визитом судебных приставов. Методы не важны, лишь бы должник осознал серьезность высказываемых угроз и начал работать над погашением долга.
Поведение людей типично. Поэтому коллекторы делят должников на несколько категорий. Среди них можно выделить следующие типы:
Лояльные. Обычно это адекватные люди, которые просто столкнулись с денежными проблемами: попали в ДТП, были сокращены на работе, не смогли развить свой бизнес и т. д. Таких должников коллекторы любят, потому что они не доставляют трудностей. Впрочем, не всегда лояльный должник действительно погашает задолженность, как бы он ни клялся, что уж в следующую-то субботу обязательно вернет деньги.
Принципиальные. Таких коллекторы не любят, потому что должников из этой категории практически невозможно заставить погасить задолженность. Они могут казаться адекватными и даже иметь достаточно средств для оплаты долга. Но при этом такие должники хорошо разбираются в правах и им известно законодательство, поэтому они принципиально не хотят исполнять свои финансовые обязательства. Они отказываются платить и будут ждать суда.
«Бомжи». Их коллекторы не любят больше всего. Это объясняется тем, что у них нет средств и при этом денег не предвидится в ближайшей (а то и долгосрочной) перспективе. Поэтому убеждать их нет никакого смысла. По этой причине коллекторы стараются общаться с ними максимально жестко, чтобы хоть как-то мотивировать искать выход из сложившейся ситуации. Как правило, в эту категорию входят самые незащищенные слои населения. Это женщины с несколькими детьми, которые сидят в декрете и не имеют дохода, кроме детских пособий и помощи родителей, а также дамы старше 60 лет, имеющие проблемы со здоровьем и нигде не работающие. Пытаться запугивать их бессмысленно. Они крайне упертые и согласны получить инфаркт, лишь бы не отдать «аферистам» хотя бы один рубль. При этом мужчин в этой категории очень мало.
Сектанты и зависимые от азартных игр. Эта категория должников, с которыми у коллекторов тоже часто возникают проблемы. Договориться с ними каким-либо образом невозможно. Единственное, что остается — пытаться связаться с родственниками.
«Отклоняшки». Это милое название для тех должников, которые, услышав, что им звонят коллекторы, начинают материться и оскорблять, а затем быстро бросают трубку и блокируют номер. «Отклоняшками» называют и тех, кто в пьяном угаре перезванивает на горячую линию и материт любого, кто поднимет трубку.
«Ложники». Так называют людей, которые не знают, откуда их номер оказался в базе данных коллекторов. Это могут быть коллеги должника, его работодатели и т. д. Карточка с данными должника поступает от кредитора. В ходе работы с клиентом в нее вносятся правки. Если погасить долг не удалось, карточка у коллекторов удаляется, а кредитору отправляется ее исходная версия. Если кредитор опять передаст карточку в коллекторское агентство, то в ней будут указаны и данные о тех людях, которые, возможно, уже несколько лет не общались с должником. В результате им снова начинают поступать звонки. Такая ситуация может повторяться на протяжении многих лет.
Немало должников считает, что общение с коллекторами — причем при условии, что долг они погашать не собираются, — им как-то поможет. Но в действительности нет никакой разницы, берете ли вы трубку или нет. Коллекторы ожидают от вас только денег. Поэтому, если не хотите тратить нервы, просто не отвечайте на незнакомые номера.
А Вы сталкивались со звонками коллекторов?
Делитесь своим мнением с нами в комментариях👇 и ✅ подписывайтесь на наш канал.
Узнать больше информации, касающейся финансовой жизни граждан, можно на нашем официальном сайте Finexpo.ru.