По представлению обывателя психология занимается душой (психикой), медицина — телом, философия — умом. О том, что отсутствие смысла — причина всех болезней (тела, души и ума), о том, как философия лечит душу и тело, наделяя все смыслом, — нам поведают Мартин Хайдеггер, Виктор Франкл, Рональд Лэйнг и персонажи романа «Рассказчик из Уайтчепела» Стеллы Фракта.
Поэт и философ влияет на умы
Как-то раз в гости к дирекции телеграм-канала Алхимики, поэты и лжецы заглядывал Мартин Хайдеггер — с интересными соображениями про демиургическую роль существенного поэта и мыслителя — в контексте философии власти.
Роль поэта и философа — в способности влиять на умы, быть правящим началом, подавать идеи, заставляющие беспокоить и приводить в движение. Как Хайдеггер — как овод — на столетие минимум больно ужалил бычка общественной мысли, чтобы заставить вопрошать, я думаю, напоминать не нужно.
В каждом вопросе — радость, в каждом ответе — утрата.
Правящее начало — это те самые смыслы, толкающие нас вперед, из которых рождается и прорастает истинное вопрошание. Луч надвое все делит — как у Гессе в «По поводу одной токкаты Баха», луч парадокса, из иррациональных, бессознательных глубин, разрывающий сознание, царство рационального, заставляющий искать решение противоречию, от которого не уютно.
В веке умершего Бога человек живет в безосновном мире — но ищет основания, обоснования, те самые смыслы. Без смысла есть потерянность, угасание, бедность — та самая тепловая смерть растущей энтропии, которой жизнь — ее противопоставление, недетерминированные флуктуации и отклонения в системе, карманы не-растущей энтропии.
Без смысла наступает болезнь
Болезнь есть проявление отсутствия смыслов и начала, доказательство, что человек способен ощущать недостаток смыслов. Болезнь есть нарушение в способе собственного существования в мире, болезнь от потерянности связи с бытием.
Вспомним, как детективном романе «Рассказчик из Уайтчепела» (Стелла Фракта) основным лейтмотивом проходят идеи аналитической психологии и герменевтики, алхимии и составления индивидуальной системы символов в процессе психотерапии убийцы — из экзистенциального психоанализа и медицинской герменевтики — чтобы дать ему переосмыслить свое бессознательное и навести порядок в ментальной модели, которая постепенно переучивается сохранять целостность более экологичными, созидающими методами.
Наиболее близки к этому подходу взгляды психиатра Роналда Лэйнга, отца антипсихиатрии, раскрывшего феномен психоза с нестандартной стороны, ставшего прототипом доктора Камиллы де Блан в «Рассказчике из Уайтчепела», и психиатра Виктора Франкла, основателя метода логотерапии, ставшего прототипом доктора Виктора Уилсона, протагониста романа.
Директор Бродмура, главный врач Камилла де Блан, в то время уже сделала себе громкое имя в профессиональном сообществе и в Академии Медицинских Колледжей провокационными работами – подвергавшими сомнению многие традиционные подходы психиатрии. Классификации по архетипам в делюзиях, философские идеи от досократиков до герменевтов второй половины двадцатого века – которые содержали те же идеи, что и истории пациентов, рассказанные галлюцинацией и бредом…
Ее метод имел основания – беря свое начало в мифо-поэтической традиции, находя подтверждение в нейрофизиологии, биохимии, объединяя структуры разных психологических школ, в том числе аналитической психологии и экзистенциального психоанализа.
Именно от де Блан Уилсон усвоил значение системы символов как ментальной карты – которая индивидуальна, и одновременно содержит сходства с системами символов определенной группы людей. «Ген» творца в наборе смысловых ключей у алхимиков, мистиков, юнгианцев и хайдеггерианцев оказался одинаковым; «ген» убийцы психиатрическое сообщество, конечно же, интересовал больше.
«Рассказчик из Уайтчепела» (Стелла Фракта)
Конечно же не всем по нраву метафоры про серийных убийц и деструктивную силу, общее коллективное бессознательное в безумцах и мудрецах, насилие и мортидо (в не-фрейдовском его понимании), а также про то, что, к примеру, наследие Джека-потрошителя это продукт творчества — его и тех, кто причастен к созданию вечной легенды, — а смерть алхимика наступает, когда находятся ответы на заданные им вопросы.
О том, можно ли раскрыть преступления Потрошителя, можно прочитать в статье «Личность Джека-потрошителя установлена (Нет). Генетическое исследование и Рассказчик из Уайтчепела». О том, как приготовить легендарное преступление и обрести вечную жизнь, можно послушать в отрывке из книги, глава 36. Рецепт.
При анализе преступлений из-за психических расстройств очень четко виден парадокс: тот, кто способен чувствовать жизнь и слышать зов бытия, Бога — хайдеггерскую фигуру умолчания в одеянии из любви — и проявлять заботу, тот, в то же время, может от бушующих внутри страстей бессознательного, скованных рациональностью, начать разрушать — себя и мир вокруг — до тех пор, пока не будет обретен истинный смысл.
Иными словами, созидательная сила творца есть в каждом. Важно ее обрести — и дать ей выйти — а не топить в болоте искусственных ценностей, пустышек и симулякров реальности.
Толкование болезни и герменевтика
Болезнь — не враг, а знак, текст, подлежащий толкованию — тем самым герменевтическим методом. Когда тело здорово, человек в бытии ведет здоровую и полную смысла жизнь — и готов дарить смыслы окружающему миру. Обратное — от неготовности принять послание Бога о любви из окружающего мира, как бы книгу бытия, Майю, он ни читал.
Причем это касается как болезней души и психики (в том числе психиатрических диагнозах, шизофрении и биполярного аффективного расстройства), так и телесных недугов — ибо большинство недугов телесных от мыслей и бессознательных процессов.
Критики у такого метафизического подхода к лечению болезней достаточно. Сторонники фармакологической терапии регулярно машут передо мной факелами за только намек на то, что психика и тело способны регулировать гормональные процессы и восстанавливать целостность ментальной модели в следствие эффективной терапии — и причисляют меня к сторонникам ненаучной нетрадиционной медицины всякой разной палитры — якобы в осуждение. Алхимик, эзотерик, оккультист, представляющий 5000-летнюю традицию, оперирующий терминами современной психологии и западной философии, чтобы передать дальше, — против тех, кто не может оторваться от методички?
Суть философского подхода — в поиске первопричины, в детективном методе, герменевтической головоломке — по разгадыванию мотивов и смыслов, из которых мы действуем, думаем свои думы, говорим слова и называем вещи именами, с каким посылом передвигаем свое тело в пространстве.
Комплексный подход к лечению, индивидуальный и осознанный — и обращение к самому себе — с отбрасыванием привычки искать волшебное средство от всего и искать виновного вовне.
Герменевтическая медицина и экзистенциальный анализ — про взятие ответственности, про осознанность, терпение и заботу о себе — и правдивость в своей системе символов, в своей собственной парадигме, устойчивой к любым столкновениям с внешними правдами, разрешение себе сделать не правильно, но верно.
Проконсультируйтесь со специалистом. Специалист — это тоже некий символ и смысл, со смыслом выбирайте своего специалиста.
И читайте книги, они облагораживают и ум, и душу.
Оригинал статьи — в телеграм-канале «Алхимики, поэты и лжецы».