Найти тему

Личность Джека-потрошителя установлена (Нет). Генетическое исследование и Рассказчик из Уайтчепела

Оглавление

Когда ты не только зануда, но еще и автор философского романа «Рассказчик из Уайтчепела» — о серийном убийце Рассказчике из трущоб Лондона, который пишет кровавый рассказ о себе специально для психиатра из полицейского участка, — ты обязательно натыкаешься на спекуляции и мистификации о серийниках.

В этой статье я — в роли судебного психиатра и криминалиста, генетика и скептика, а также герменевта, поэта и философа — расскажу о том, можно ли установить личность Джека-потрошителя спустя 135 лет.

Иллюстрация, как полиция обнаружила жертву Джека-потрошителя
Иллюстрация, как полиция обнаружила жертву Джека-потрошителя

Аарон Косминский и генетический анализ

В 2019 году новостные издания (научные и не очень) писали о том, что личность Джека-потрошителя установлена (пример громкого заголовка здесь, пример адекватного заголовка здесь) — приводя ссылку на исследовательскую работу по криминалистике, в которой было сравнение ДНК подозреваемого и ДНК, оставленного на месте преступления на шелковой шали одной из жертв (оригинал текста публикации исследования здесь). Мне заголовки статей и искаженная истина показались возмутительными — потому что при ближайшем рассмотрении не из чего делать громкие выводы.

В исследовании биохимики Луэлайнен и Миллер (Jari Louhelainen Ph.D., David Miller Ph.D) утверждают, что интерес у них был спортивный и научный, без умысла спекулировать на Джеке-потрошителе. Их исследование было представлено в статье о том, как они брали образцы ДНК с шали, обнаруженной рядом с телом жертвы (Кэтрин Эддоуз), выявляли ДНК Эддоуз и чужое ДНК, сравнивали с ДНК подозреваемого по имени Аарон Косминский, который был в топ-листе претендендентов на роль Потрошителя.

При этом, они использовали митохондриальные ДНК, по ним отфильтровывали материалы друг от друга по коду фенотипа подозреваемого (темные волосы и карие глаза, якобы, не очень распространенного в те времена, и соотносящегося с показаниями свидетеля), сравнивали ДНК с ДНК живых родственников Косминского — и установили соответствие: на шали есть ДНК Косминского.

На шали были следы крови жертвы и спермы. Шаль отсутствует в официальных списках полицейских отчетов о вещах убитой, по популярной версии один из полицейских унес шаль домой и подарил жене (отличный подарок, особенно со следами сомнительного происхождения!) и после передавал по наследству; шаль шелковая и слишком дорогая, чтобы принадлежать Эддоуз — но Косминский мог быть ее клиентом и подарить шаль ранее. Эддоуз, как и ее коллеги по цеху, все свое добро носила с собой, а дорогая шаль, пусть и со следами, могла быть частью ее имущества.

Более того, результат исследования не утверждает ничего о других жертвах.

Исследование встретило критику. Не одну меня смутила схематичность приведенных выводов, фильтр по фенотипу (метод исключения, резонный только для классификации материалов, а не метод поиска совпадений или взаимно-однозначного соответствия), осторожность формулировок и отказ авторов публиковать расшифровку митохондриальных ДНК, ссылаясь на конфиденциальность данных живых родственников Косминского.

Работа, конечно, колоссальная, Луэлайнен и Миллер заморочились, это, действительно, одно из крупных исследований про Потрошителя. Но даже если авторы доказали совпадение ДНК на платке с Косминским, Потрошителем это его не делает.

Интересный факт:
История про шаль и подражателя Потрошителю обыграна в романе «Рассказчик из Уайтчепела» Стеллы Фракта.

Уайтчепел, или Почему я вспомнила про Потрошителя

Уайтчепел — район Лондона в Ист-Энде, на границе Лондонского Сити и Большого Лондона, с которым часто ассоциируются преступления Джека-потрошителя (про Лондонский Сити, Большой Лондон и полицию можно прочитать здесь).

А также Уайтчепел — это сериал Whitechapel (в русском переводе сериал назвали «Современный потрошитель» или «Жестокие тайны Лондона» — потому что первый сезон был посвящен подражателю Джека-потрошителя в современном Лондоне) — детективная полицейская драма. К слову, сделан очень красиво, качественно и правдоподобно.

А меня хлебом не корми, дай сделать правдоподобно, и чтобы свое собственное. Именно сериал «Современный потрошитель» вдохновил на создание истории о Рассказчике из Уайтчепела, и работа над книгой началась с того, что я выступила как сценарист ролевой игры по мотивам сериала — использующей те же декорации, с полицейским участком, одноименным районом Лондона, основными персонажами, и являющейся непрямым продолжением, потому что сериал был закрыт после 4-го сезона, а все хотели 5-й.

Мы с соавтором ролевой игры (Сигурд Датчанин) ввели новых персонажей в известном сеттинге и дали им самодостаточный сюжет — который оформился в последствии в детективную драму/философский роман/психологический триллер на много страниц, ибо уровень продуманности деталей и побочных веток дал возможность использовать уже прописанные драматические диалоги и ремарки из игры, тексты полицейских отчетов и писем, описания реальных мест действия и прочего.

Сериал Современный Потрошитель, Джозеф Чандлер и Рэй Майлз
Сериал Современный Потрошитель, Джозеф Чандлер и Рэй Майлз
И почему нам достается разгребать за всеми, просто потому что у нас это лучше получается?
Стелла Фракта «Рассказчик из Уайтчепела»
Про особенности работы лондонской полиции есть отдельная статья — Полиция Лондонского Сити против Службы столичной полиции Большого Лондона.

Сперва был написан фанфик по «Современному потрошителю» с говорящим названием «Уайтчепел: Рассказчик» (в настоящее время удален с Фикбука, потому что вышла книга «Рассказчик из Уайтчепела»).

Затем был издан роман «Рассказчик из Уайтчепела», уже с оригинальными персонажами из других моих книг (например, комиссар Клеман и Дарио Пеше из детектива на итальянских виноградниках «Кошки не пьют вино» или психиатр-демиург Лукас Гаштольд из «Рыцарь, красавица, чудовище, шут»), с адаптацией под их качества и функции в продвижении сюжета.

Сюжет «Рассказчик из Уайтчепела» — про судебного психиатра доктора Виктора Уилсона (знатоки узнают в нем отца Дилана Вермиллиона из «Рыцарь, красавица, чудовище, шут»), который до этого преподавал в Имперском колледже Лондона, и его отправили в полицейский участок консультантом (где в версии фанфика персонажи сериала — детективы Джозеф Чандлер, Рэй Майлз, Эмерсон Кент и потрошителевед Эдвард Бьюкен — его коллеги), и про судмедэксперта Харта Уортона, который уж очень сообразительный для своего молодого возраста и профессии. Дело серийника, которого назвали Рассказчиком — потому что преступник в виде метафор инсталляций из трупов рассказывает истории, пытаясь получить отклик, — принимает неожиданный оборот, когда Уилсон понимает Рассказчика и его систему символов.

О том, как применяется философская герменевтика в экзистенциальном психоанализе, психиатрии и медицине, можно прочесть в отдельной статье.

Уилсон, Харт и Рассказчик — алхимики (философы-герменевты, толкуют тексты и умеют в аналитическую психологию по Карлу Густаву Юнгу); Уилсон в участке неспроста, Харт тоже, а остальные детали сюжетного замеса я оставлю в тайне — вам для приятного прочтения.

Хорошая новость:
Отрывок романа можно послушать в бонусном выпуске подкаста «Голос писателя» —
Рассказчик из Уайтчепела: Глава 32. Рецепт - Отрывок из книги Стеллы Фракта.

Тезис о том, что Уилсон и Рассказчик это Уилл Грэм и Ганнибал Лектер здорового человека, как я считаю, резонный (или нет; прочтете — поймете). Есть и про философские категории хорошо/плохо, добро/зло, здравомыслие/безумие, и про эго/тень (см. подкаст про сериал «Ганнибал») — правда, Уилсон уже алхимик, он лишь собирает недостающие детали пазла своих исследований, которые он приостановил по определенной причине, а Рассказчик делает свое дело и к Уилсону в голову влез, потому что они соулмейты (по-алхимически, партроны, то есть напарники и соавторы).

Подробнее про алхимиков в моих художественных книгах, шпионских, детективных и философских романах («Невероятный шпионский детектив», «Замок Альбедо», «Ген убийцы», «Байесовская игра» и др.) и про ремесло писателя я рассказываю в рубрике про писательство и в подкасте «Голос писателя» (для тех, кто не хочет читать, но хочет слушать).

Один из основных лейтмотивов «Рассказчик из Уайтчепела» — наследие автора и творца, и какова опасность разрушить наследие, если найти к нему разгадку.

Наследие Потрошителя

В романе утверждается очень занимательный тезис про феномен Джека-потрошителя:

Если найти личность реального преступника, мы убьем его наследие.

Наследие — не сами преступления, не лютая жестокость и даже не мотив, с которым он это совершал. Наследие — то, как полтора века люди спорят и обсуждают, очевидно, заурядный (с точки зрения современных криминалистических технологий) кейс.

Викторианский Лондон, столица великой Британской Империи, только в неправдоподобных фильмах и книгах красивый и стильный. Людям нечем было платить за койкоместо на одну ночь, они спали на мостовой, пили дешевый джин литрами, болели и умирали. Сорванный чердак у Потрошителя на почве женоненавистничества и насилие над женщинами, торговавшими своим телом, лишь бы купить порцию джина, это закономерность той эпохи.

Резонанс и причина актуальности — в нерешенности загадки. Спекуляции подогревают интерес, фильмы, книги, исследования, споры, фанбаза и поклонники, туры по Лондону, музеи, потрошителеведы… Чем больше нагнетается тайна — тем дольше живет легенда.

В каждом вопросе — радость, в каждом ответе — утрата.

По мифо-поэтической традиции творец живет вечно, потому что живет его наследие. Тот, кому пришло в голову сделать из Потрошителя культ, хорошо поработал. Сам ли это преступник — или те, кому было выгодно, чтобы пресса по всему миру писала об ужасных убийствах и тогда, и сейчас, — не особенно важно.

Правды в истории Потрошителя мало, алхимики и поэты — лжецы, создающие сладкий плод мистификации, который люди разносят как птицы. И это нормально.

Послесловие

Если вдруг вы считаете, что я неправа, скажите мне об этом, я буду рада услышать альтернативное мнение. Я же убеждена, что ценность феномена Джека-потрошителя в пространстве для спекуляций и построении теорий, поэтому нельзя (да и не надо) установить личность Джека-потрошителя спустя 135 лет — вы попросту убьете его.

Не исключено, что в попытках дать новую жизнь и даровать спасение душе моего фаворита из подозреваемых по делу убийств в Уайтчепеле — Джеку-потрошителю Эдварду Бьюкену, — я слишком много на себя беру.

Остались вопросы?