Что общего между романами "Двенадцать стульев" и "Евгений Онегин"? – И тот, и другой являются энциклопедией русской жизни. Если к этим двум добавить еще "Москва-Петушки", так вообще бы энциклопедия в трех томах получилась. Но об энциклопедизме Венички Ерофеева – это как-нибудь отдельно.
Так вот, в "12 стульях" есть очень много любопытных и незаметных исторических деталей - например, звуковое оформление в театре Колумба. Если вы помните текст, то там они играли на т.н. кружках Эсмарха – причем играли именно музыку, а не в нарды.
Кстати, театр Колумба Ильф и Петров тоже не с потолка взяли. Такой театр действительно существует в Буэнос-Айресе, и в 1920-е годы он уже был довольно известен. Не как "Ла Скала", но тоже.
Это очень странно. Такой инструмент в принципе не мог попасть на вооружение "клистирного батальона" (так в оригинале) - каких-то там звукарей. Я понимаю, когда такой инструмент находится во владении директора, продюсера, бухгалтера… завхоза, наконец - им по должности положено, чтоб дисциплину наводить. Но зачем он музыкантам?
Как вообще эта кружка попала в оркестр и какие задачи она выполняла? – Это темный вопрос. Но разбираемый. Давайте разбираться.
И начнем мы с того, что 100 лет назад кружка Эсмарха выглядела совсем не так, как в наши дни. Это сейчас их полно в любой аптеке. Хоть из резины, хоть из полиэтилена, хоть из чего угодно.
А 100 лет назад резина была дорогой, а в СССР – так еще и дефицитной (ну не было в СССР своих каучуковых плантаций). И потому тратить ее на то место, для которого сия медтехника предназначалась, - этого никто позволить себе не мог. Поэтому в те времена такие "кружки" изготавливались из металла или из стекла (у Ильфа и Петрова это было стекло – там упоминается, что у них две кружки лопнуло).
Классическую кружку это изделие напоминало мало – скорее, перевернутую солдатскую флягу (возможно, военный хирург Эсмарх именно в армии эту конструкцию и подсмотрел). По сути, это была такая банка литра на два с узким сливным патрубком в полусферическом днище. Она крепилась на штативе где-то в полутора метрах над пациентом, к патрубку присоединялся шланг с запорным клапаном, и жидкость из банки медленно самотеком переливалась пациенту в ж… ладно, пускай в живот.
Вот такая вот техника была. Но тут всплывает логичный вопрос: если звуковое оформление театра Колумба что-то там выстукивало на стеклянных медицинских кружках, то зачем они использовали бутылки в том же качестве? Они же ведь играли еще и на бутылках – тоже стеклянных. Если их не устраивали бутылки, можно было банок набрать – там, из-под варенья или соленья. Зачем им понадобился именно медицинский инструментарий? К тому же заграничный? Они что - были такими изысканными ценителями звука, что им стекло от нашенской пивной бутылки никак не могло заменить стекло импортное медицинское? Да явно нет.
На самом деле, все было гораздо другее. Надо только внимательно читать подсказки. А их там в тексте аж целых две. Во-первых, смотрите личный состав звукового оформления: Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд. Судя по фамилиям, все – из Такидании.
Во-вторых, эта могучая пятерка называется в оригинале клистирным батальоном. А у слова "клистир" есть более известный синоним – клизма.
И теперь сопоставляем. Ильф и Петров – выходцы из Одессы. А в тех краях работали – кто бы мог подумать? – клейзмеры. Клейзмеры – это были такие самодеятельные музыкальные коллективы (как правило, еврейские, но были и молдавские, болгарские и др.). Выступали они на свадьбах, именинах, похоронах и прочих радостях небогатой публики. Известная песня Утесова про дядю Эли – это как раз про них.
Брали эти клейзмеры недорого, но играли препогано. Но а что вы хотите: инструменты – раздолбанные, руки – как грабли, репертуар – крещендо три раза и престо-святых-выносиссимо. Музыкальный слух, чувство ритма, нотная грамота - тоже не ночевало. Если бы они играли не на скрипках, а вот на той самой аптечной утвари – разницы не было бы никакой.
А поводов для приглашения клейзмеров в Одессе было достаточно. Во-первых, местная публика была, в массе своей, бедной и прижимистой. А во-вторых, с холерой и туберкулезом в Одессе научились бороться только в 1950-х годах. Поэтому похоронный оркестр на безработицу не жаловался, а Ильф и Петров этой "музыки" в свое время наслушались по самое не балуйся.
Именно таких клейзмеров они и прописали в своих "Двенадцати стульях". Вот этих вот Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда. Но поскольку они писали книгу для всего Союза, а термин "клейзмеры" знали только на юго-западе страны, вот они их и оформили как клист… батальон имени Эсмарха.
===============
Автору на кружку… не-не-не, не этого. Хватит и кофе:
ЮMoney: 4100 1119 2232 2121