Найти в Дзене
Наука и фантастика

Фантазии о пришельцах: пермский "звериный стиль"

Оглавление
Пермь. Экспонат из Пермского краеведческого музея. Фото моё.
Пермь. Экспонат из Пермского краеведческого музея. Фото моё.

В статье о "доколумбовых самолетах" из Южной Америки я приводила для сравнения золотые и металлические артефакты из других древних культур. Пермский "звериный стиль" тоже дает пищу для необузданного воображения сторонников идеи палеоконтакта. Однако на самом деле образы крылатых существ или мнимых "инопланетян" объясняются вполне земными закономерностями развития архаических представлений о мире.

Что такое "звериный стиль"?

Это стиль изображений в металлопластике некоторых древних народов Евразии, включая различные скифские племена (скифы - очень обобщенное название большого этноса) и другие народы Приуралья и Сибири.

Обычно на таких предметах, нередко выполненных из золота, изображаются различные животные, культовые для данной местности или мифологические (грифоны у скифов); нередко встречаются "сцены терзания" (хищник нападает на копытное животное или зайца), эпизоды охоты, погони, бега; много изображений коней, в том числе в символическом смысле (конь - один из символов Солнца).

Бляха упряжная. в виде грифона. 4 век до н. э. (Краснодарский край). С выставки "Золото потомков Геракла" в ГИМ, 2015. Фото моё.
Бляха упряжная. в виде грифона. 4 век до н. э. (Краснодарский край). С выставки "Золото потомков Геракла" в ГИМ, 2015. Фото моё.

Пермский звериный стиль - своеобразное ответвление этой культуры. Был распространен в лесной и лесо-тундровой зоне северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби. Период - примерно с 7 века до н.э. до 12 века н.э.

Заинтересовался этим феноменом еще Николай Рерих, который вместе с другими художниками расписывал в 1907-1908 годах местные церкви и зарисовал целую коллекцию предметов, часть которых позднее были утеряны (на фото - современная реконструкция в металле по рисункам Рериха).

Реконструированная "коллекция Рериха". Фото отсюда: https://www.perm-animal-style.ru/blogs/admin/
Реконструированная "коллекция Рериха". Фото отсюда: https://www.perm-animal-style.ru/blogs/admin/

Однако кое-что в музеях уцелело, и эти экспонаты я, конечно же, видела во время поездки в Пермь этим летом.

Буйные фантазии о палеоконтакте

Экспонат из Краеведческого музея в Перми. Фото моё.
Экспонат из Краеведческого музея в Перми. Фото моё.

"А!" - думает фантаст или поклонник идеи палеоконтакта. Вот же оно! Инопланетянин внутри летательного апппарата! И не один - есть и другие, похожие! Значит, "зеленые человечки" регулярно наведывались в глухие леса возле Камы!

Из собрания Краеведческого музея в Перми. Фото моё.
Из собрания Краеведческого музея в Перми. Фото моё.

Почему инопланетяне изображены внутри птиц? А как еще их могли изобразить диковатые аборигены, которые никогда не видели ни самолетов, ни парапланов? Даже в наших песнях эта метафора - почти штамп ("Всё выше, и выше и выше стремим мы полет наших птиц" - ведь не на орлах же летают нынешние авиаторы?). Поскольку трехглавых птиц не бывает в природе, ясно же, что на пермских артефактах изображены инопланетные летательные аппараты! Почему они такие? Ну, мало ли, какие бывали конструкции в других мирах... Существуют же на земных водоемах катамараны. Почему воздушные суда не могут иметь такой формы? Древний художник впечатлился и зафиксировал то, что видел. Или очевидец рассказал, а мастер изобразил.

Почему на некоторых птицах, помимо антропоморфных инопланетян, путешествуют еще и какие-то животные? А это, наверное, инопланетяне забирали с собой образцы местной фауны. Как папа Алисы Селезневой у Кира Булычева (он там заведовал зоопарком инопланетных животных).

Верхний артефакт поближе. Фото моё.
Верхний артефакт поближе. Фото моё.

Портреты пришельцев

Как выглядели пришельцы, изображенные на пермских артефактах? Они, конечно же, были похожи на людей, но людьми не являлись! Доказательства? Вот они, портреты крупным планом и в полный рост!

Фото моё.
Фото моё.
Фото моё
Фото моё

И самое впечатляющее изображение: трое инопланетян внутри капсулы. Очевидно, в скафандрах.

Фото моё.
Фото моё.

Зачем везде зверушки, особенно у ног антропоморфных существ, и почему это всегда драконы? А вы видели в пермских лесах драконов? Я - нет. Значит, привозные! Может быть, инопланетяне взяли их с собой как другую форму инопланетной жизни. Или как помощников (вроде служебных собак). Куда же драконы потом подевались? Ну, их либо увезли назад, на родную планету Огого, либо они вымерли в непривычном климате. Или их медведи съели.

Лес под Пермью. Пруф: никаких драконов. Правда, и никаких медведей. Фото моё.
Лес под Пермью. Пруф: никаких драконов. Правда, и никаких медведей. Фото моё.

Шестеренки?

Почему-то в фантазиях адептов палеоконтактов (и просто контактов) часто встречается мотив корабля пришельцев, который, якобы, потерпел крушение. Странные какие-то пришельцы из высокоразвитых цивилизаций: прилететь из другой звездной системы, а то и галактики им - раз чихнуть, но совершить мягкую посадку - слабО. Пепелац обязательно разбивается, разбрасывая по всей тайге (пустыне, тундре, болоту - ненужное зачеркнуть) красивые детали.

Экспонаты Краеведческого музея в Перми. Фото моё.
Экспонаты Краеведческого музея в Перми. Фото моё.

Посмотришь - и сразу кажется, будто тут рассыпаны элементы технического устройства.

Ан нет. Обычные солярные символы, которые присутствуют в любой архаической культуре. Что в Колумбии и в Перу, что под Пермью, что в скифских степях.

Правда, если древние обитатели Южной Америки не знали колеса (это факт), то есть соблазн полагать, будто они обожествляли элементы инопланетного корабля, и не осмеливались повторить нечто подобное в своей обыденной жизни.

Но в Евразии колесом спокойно пользовались. И Солнце ассоциировались с ним в первую очередь.

А что говорят ученые?

Естественно, ни о каких палеоконтактах серьезные ученые не рассуждают.

Символика артефактов связана с религиозными верованиями древних народов этого региона и с практиками шаманизма. Птица - мифологический посредник между землей и небом, один из способов перемещения души в высший мир.

Фигурки внутри птиц - это, конечно, символические изображения душ.

Помимо птиц, тут постоянно присутствуют и другие сакральные живые существа, реальные (лоси) и мифологические (ящеры или драконы). Их символика также имеет традиционное истолкование. Культ лося характерен именно для этого региона (у скифов из рогатых копытных чаще фигурировал олень), да и вообще для северных народов (вплоть до Финляндии).

Известно, что шаман по время камлания может "преображаться" в тотемное животное, в том числе в лося, и это подчеркивается своеобразным одеянием, маской, рогами и прочими атрибутами. Поэтому фигурки человека-лося не содержат в себе ничего необычного и, тем более, инопланетного.

Человеко-лось, а не инопланетянин. Фото моё.
Человеко-лось, а не инопланетянин. Фото моё.

Что касается "инопланетного" вида человечков в искусстве "звериного стиля", так ведь это архаика. Человеческие фигуры и лица изображались в таких культурах довольно схематично, а не реалистично.

Антропоморфный идол. Пермь, Краеведческий музей. Фото моё.
Антропоморфный идол. Пермь, Краеведческий музей. Фото моё.

Конечно, далеко не все тайны "звериного стиля" разгаданы. Некоторые, возможно, не будут разгаданы никогда, поскольку традиция не существовала непрерывно, и даже нынешние шаманские практики вряд ли точно соответствуют тем, что были хотя бы в 12 веке, не говоря о более древних временах. Однако общие представления о развитии архаических культур, исследования археологов, историков, религиоведов, искусствоведов позволяют сказать, что гипотезы на тему палеоконтактов тут совершенно неуместны.

Даже фантасту следует обуздывать полет своего воображения, если только он откровенно не предупредит читателя, что всё написанное - исключительно вымысел.

--

Я пишу откровенную фантастику, поэтому там полно всевозможных инопланетян, однако предпочитаю оставаться в рамках здравого смысла. Человеко-лосей у меня нет. И перемещаются мои герои не на орлах, а на нормальных звездолетах.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе. Вы можете почитать ознакомительный фрагмент и решить, интересны ли вам эти книги.

Поддержать автора можно любым удобным вам способом, в том числе распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".