Расширение ЕС, о котором так много говорят европейские чиновники, только на первый взгляд выглядит просто и радужно. На самом деле это нудный процесс, который может вылиться европейцам в копеечку.
При обсуждении расширения ЕС еврочиновники первым делом упоминают Украину. В настоящее время рядовые европейцы относятся к этому довольно спокойно, что связано с двумя факторами: во-первых, реальный процесс вступления Украины в ЕС еще далеко; во-вторых, экономическая составляющая вопроса как правило опускается.
Газета The Financial Times пишет, что в случае вступления Украины в ЕС это обойдется Брюсселю в 186 миллиардов евро за семь лет. Там подсчитали, что 96,5 миллиарда евро отойдет Украине в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС, 61 миллиард евро - из фонда сплочения ЕС с целью сокращения экономических и социальных различий и содействия устойчивому развитию.
При этом, расширение Евросоюза может обернуться значительным увеличением бюджетных взносов от более богатых государств, к примеру, таких как Франция, Германия, Нидерланды. Еще одним следствием расширения станет сокращение на одну пятую субсидий фермерам нынешних стран-членов ЕС. Кроме того, второй кредит лишит помощи Чехию, Эстонию, Литву, Словению, Кипр и Мальту. Наряду с этим, всем странам-членам Евросоюза придется больше платить и меньше получать из бюджета Евросоюза.
Анализ ситуации в ЕС показывает, что, создаваясь как экономическое единство, организация уже превратилась в политическое содружество, что прослеживается в принимаемых решениях. В последнее время ради достижения политических целей все чаще ущемляются государственные интересы и экономические пожелания некоторых стран-членов Союза. Достаточно вспомнить выделение субсидий различным странам, в частности Венгрии, и выборочные политические решения в отношении отдельных стран по поводу их отношения к миграционной политике Объединения.
Судя по всему, серьезные разногласия в ЕС уже не за горами, и руководству Союза предстоит тяжелая работа для недопущения серьезного раскола. Но когда дело касается финансов, решить вопросы политическим путем становится все сложнее.