Согласно информации от российского Министерства образования и науки, с 2025 года в России может измениться система высшего образования. Уже сейчас пошли слухи о том, что произойдет отказ от Болонской системы, которая была нам навязана ранее. Тем более, Путин некоторое время назад также предложил подумать о том, чтобы перейти к традиционному образованию у нас в стране.
Многие скажут, зачем было разрушать то, что мы теперь опять заново будем строить. Была же нормальная система. Но тут стоит отметить, что ранее мы стелились под мировые (европейские) стандарты. Нас обещали принять во все возможные протоколы, грантовые системы и так далее. По большому счёту, этого так и не произошло. Отсюда вопрос: зачем нам дальше развивать то, что не приносит каких-либо пруфов?
Но что же там за изменения, которые нам обещают с 1 сентября 2025 года. На самом деле, пока ещё точно ничего не известно. Объясняется лишь то, что группы специальностей и направлений получат единую основу. Так называемое ядро предметов (знаний), общее для всех. По этому поводу ситуацию нам прокомментировал профессор, д.б.н. А. Ильин.
На самом деле, ничего ещё не понятно. Но, исходя из того, что мы слышим из кабинетов Минобрнауки, это очень похоже на привычный нам специалитет. Ту систему, по которой учились прошлые поколения. То есть, студент получает весь необходимый багах знаний на начальном этапе обучения в университете. Затем он уже уходит в своё отдельное направление. Первый курс всегда был общеобразовательным. И даже, можно сказать, что и второй тоже, но уже с более углубленными знаниями. А далее – уже всё по специальности и вокруг неё. Это – нормальный правильный подход.
С одной стороны, студент получает тот самый фундамент. Ту основу, на которую уже лягут его специальные знания. Школа этого не даёт. Однозначно. И в основе изменений в 2025 году, как я понимаю, и стоит эта мысль. Новые стандарты для этого единого фундамента.
С другой стороны, это позволит загрузить часами занятий те предметы, которые очень важны и нужны. Но сейчас они оказались в ситуации узкого профиля. Из-за этого во многих учреждениях существует такой дефицит и недозагрузка часами преподавательского состава. Эта проблема также может решиться.
В целом, если грамотно подойти к такого рода изменениям, то можно получить на выходе хорошую сбалансированную систему образования для России. Что касается международного участия наших кадров, то в советское время мы своими достижениями доказывали состоятельность именно нашей системы. И это было правильно. Доказывать нужно не кучей стандартов, которые мы соблюдаем или нет в мировом сообществе, а по факту – количеством и качеством научной деятельности. Создали спутник, запустили космонавта и так далее. Вот таким должен быть ответ на то, правильно мы людей учим или нет. А не кипой бумажек, что у нас всё правильно.