О том, как именно был устроен социум и быт древних алеутов ко времени их первой встречи с русскими мы знаем в основном благодаря записям Иннокентия Вениаминова.
Напомню - это первый епископ Якутии, Приамурья, Камчатки и Северной Америки. А с 1868 года ещё и митрополит Московский и Коломенский. Начинал, как миссионер.
Алеуты выше индейцев, - отмечает Вениаминов, - потому что местность заставляет их изобретать средства к продовольствию, и, следовательно, совершенствовать смышлёность свою!
То есть, чем сложней достаются людям блага и ресурсы, тем больше мотивация к развитию?
Вениаминов оставил много интересных описаний, но он не был этнографом и не имел цель анализировать собственные наблюдения с точки зрения эволюции общества. Однако, его труды даром не пропали, пригодившись многим поколениям исследователей.
Наиболее же подробно и научно общество алеутов исследовал Лев Абрамович Файнберг - советский этнограф-американист, северовед, большой специалист по первобытным народам.
И отметил он следующий факт
В конце 18 века, то есть в то самое время, когда в мир алеутов вторглась цивилизация, их общество уже находилось в состоянии перехода от родо-племенного строя к военной демократии. При чём род алеуты считали по материнской линии!
Алеутский охотник уже располагал одиночной байдаркой и мог самостоятельно спустить её на воду. То есть отпадает нужда в коллективном промысле.
Фольклор алеутов также содержит истории про одинокого, храброго охотника. О чём это говорит?
Появляется индивидуальное присвоение! Когда человек может сам добыть себе пищу, шкуры, изготовить инвентарь, прежде всего, оружие - гарпун, стрелы, пропитать их ядом - с этого и начинается расслоение общества на условно знатных и бедных.
Однако, обычаи алеутов прямо указывали на то, что таковое расслоение появилось не так уж и давно. А раньше - в старые добрые времена было всё совсем иначе.
Например,
Охотник добывший в новом сезоне первого зверя обязательно должен был разделить мясо между всеми членами общины.
Этот обычай явно намекает на то, что у алеутов был коммунизм. Все орудия труда и вся добыча распределялась поровну. От того и род вёлся от матери, что женщины не имели даже собственных мужей, так сказать на постоянной основе.
Так что традиции меняются, как и семьи
С появлением понятия о собственности перестраивается постепенно и весь жизненный уклад. Теперь уже каждый охотник может позволить себе собственную жену и жилище. По крайней мере, летнее. Зимовали же из-за холода в одной длинной полуземлянке, вытянутой с востока на запад.
У восточной стены (восток алеуты почитали благостной стороной) непременно селится знать, У кого всегда и всего больше, чем у прочих, - отмечает Вениаминов. При чём у знатных алеутов появляется и такая новая форма собственности, как рабы.
Итак, общество расслаивается на три класса:
- Почётные
- Простолюдины
- Рабы
И если бы дело касалось земледельческих культур, то через непродолжительное время возникло бы и первое государство, однако алеутов в этом плане сдерживал холод и столкновение с более развитой цивилизацией.
Рабами становились обычно военнопленные и их потомство.
Откуда же военнопленные? С кем и из-за чего воевали алеуты?
Вениаминов не пишет о серьёзных войнах за территории и ресурсы. Охотничьи угодья у алеутов принадлежали общине и вопрос обогащения зависел больше от личных качеств охотников, разумеется мужчин, ибо женщины занимали подчинённое положение и имели право лишь собирать ягоды и коренья, а также ловить в реках нерестящуюся рыбу.
Невыгодным было и положение сирот. Фактически они питались отбросами, а став старше, подвергались нещадной эксплуатации своих "благодетелей"
Тем не менее, короткие стычки из-за промысловых угодий всё же имели место среди соседей и взятые в плен становились рабами. Позже алеуты организовали торговлю рабами. При чём жизнь раба в таком обществе оценивалась весьма дёшево.
За одну парку (длинная рубаха) давали двух рабов. Нередко после смерти хозяина умерщвляли и его личного раба, но были случаи и когда раба отпускали на волю.
Такой шаг,- отмечает Вениаминов, - рассматривался, как дело достойное и благостное. Вот и первые зачатки гуманизма!
Спасибо за внимание!
Первая часть - Древние алеуты, их образ жизни.