Отличная успеваемость, качественное выполнение домашнего задания, безупречная посещаемость не помогут вашему ребенку сдать ЕГЭ на высокий балл. Печально, но факт: школа не даст детям нужного уровня знаний. Почему родители вынуждены обращаться за помощью к репетиторам или в образовательные центры? Разбираемся с Лектариумом.
Школьная программа и ЕГЭ
Школьная программа и экзаменационный материал составляют разные ведомства. За образовательную программу и учебники отвечает Минпросвещения России. Этот исполнительный орган утверждает перечень учебно-методических комплексов, допущенных при реализации школьных программ. Вместе с Рособрнадзором Минпросвещения России отвечает за проведение ЕГЭ.
Разработка заданий для экзаменов не входит в обязанности Минпросвещения. Это задача Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). ФИПИ — организация, созданная в 2002 году Рособнадзором. Она готовит за методические материалы для государственных экзаменов, разрабатывает критерии оценивания качества образования.
Школьная программа и материал для ЕГЭ могут различаться. По предметам в кодификаторе перечислены темы, которые не изучаются на уроках. Кроме этого, некоторые ответы из школьных учебников не подходят под критерии оценивания и дети теряют баллы за материал, который они выучили в рамках школьной программы.
Что важнее: школьная программа или ЕГЭ?
К сожалению, для учителей в приоритете не подготовка к ЕГЭ, а прохождение программного материала. Ведь если станет известно, что они не выдали нужного количества часов и не объяснили детям тему, школу оштрафуют. Поэтому немногие отваживаются нарушить правила и уделить время темам, которые встречаются на экзаменах, но не стоят в программе выпускного класса.
На обязательные предметы по учебному плану выделяется от 3 до 6 часов в неделю. Предметы по выбору проводятся не чаще 2 раз в неделю. На каждом уроке дети изучают новую тему. Времени на отработку и повторение нет. Не поняли материал или пропустили урок — тема остается на самостоятельное изучение. И неважно, что она встречается на ЕГЭ, а у ребенка пробел в знаниях: учитель не может отстать от программы и ориентируется на класс в целом, а не на отдельного ученика.
Индивидуальный подход в школе: миф или реальность?
Школа дает базовые знания. Ее задача — научить каждого ребенка, чтобы он прошел порог и получил аттестат. Работа с одаренными или отстающими детьми требует от учителя дополнительной подготовки. Но мало кто может ее обеспечить из-за большой нагрузки. Нехватка учителей привела к тому, что у многих недельная нагрузка достигает 38 часов при норме в 18. Это даже не 7, а 8 уроков в день при пятидневной рабочей недели.
По этой же причине многие школы не организуют профильное обучение для 10–11-х классов. Теоретически в каждом классе можно открыть профильные группы. Часть предметов класс посещал бы вместе, а для углубленного изучения профиля делился на группы. Увеличенное количество часов и небольшое количество детей в группе могли бы усилить из знания и реализовать индивидуальный подход. Однако у большинства школ не хватает педагогов, чтобы удовлетворить все запросы школьников. Поэтому современные школы и индивидуальный подход к каждому ученику — вещи несовместимые.
Уровень подготовки школьных учителей
Средний возраст школьных учителей — 46–55 лет (39,5%). Еще треть — педагоги предпенсионного возраста. Семь процентов учителей — работающие пенсионеры. Возрастные учителя привыкли работать «по старинке», с мелом и тряпкой. Им чужды современные образовательные ресурсы, возможности преподавания, которые предлагают различные образовательные платформы.
Возрастные учителя — это опыт, знания и самоуверенность. Зачем учиться чему-то новому, когда и так все знаешь? Но ЕГЭ и ОГЭ — это не синоним стабильности. Они меняются ежегодно: то критерии оценивания уточнят, то формат заданий поменяют, то новые задания добавят. Учителя должны не просто бегло просматривать демонстрационный вариант, а основательно изучать все аналитические материалы, кодификаторы и критерии оценивания.
В идеале каждый педагог, работающий в 11-м классе, должен написать экзамен, чтобы почувствовать на себе особенности проведения и помочь школьникам не только в предметной, но и в психологической подготовке к ЕГЭ. Но это делают единицы.
Детям нужны учителя, способные заразить их своей энергией, любовью к предмету. Дети любят, когда с ними говорят на одном языке, понимают их интересы. Именно такие учителя работают в Лектариум. Они знают, как найти подход к каждому ребенку, используют в своей работе цифровые ресурсы, интересные и понятные школьникам.
Еженедельно педагоги Лектариума проводят игры, викторины, которые увлекают детей, помогают углубить знания по предмету. Каждый месяц они организуют для детей пробные ЕГЭ в режиме реального времени, позволяющие оценить динамику результатов, вовремя скорректировать подготовку каждого ребенка. Это далеко не все преимущества подготовки к ЕГЭ в Лектариуме.
Запишите подростка на бесплатную консультацию, и вам больше не придется заставлять ребенка готовиться к ЕГЭ. Он будет делать это сам: с удовольствием и с Лектариумом!