Несмотря на санкции, Россия увеличивает экспорт нефти в недружественные страны, например, через Индию поставки нефтепродуктов в ЕС увеличились в разы. При этом внутри страны фиксируют дефицит топлива, перебои с доставкой и рост цен на АЗС.
С начала года бензин подорожал уже на 9% и это явно не предел. Дальше-больше. Активнее всего цены увеличивались летом, если в начале июня 1 литр 95 бензина стоил 52 рубля, то к концу августа цена выросла до 55 рублей. Но на некоторых заправках цены по факту ещё выше. Цена за 95 бензин может достигать 61 рубля, а 92 марки почти 55 рублей. Сильнее всего цены выросли на небольших заправках, которые не входят в сети крупных нефтяных концернов.
Вам не кажется, что это очень странная ситуация? Ведь по идеи в России должно быть изобилие топлива, и цены для граждан должны быть гораздо ниже. По добыче нефти мы на втором месте в мире, а производство бензина и солярки с 2022 года выросло на 5%. Всё это похоже на жадность нефтяных олигархов, которым гораздо выгоднее экспортировать черное золото за границу, получая колоссальную прибыль. Параллельно они ещё и с людей сдирают три шкуры.
К тому же слабый рубль и рост цены за баррель делает такой бизнес максимально выгодным. Но им и прибыли с экспорта мало, поэтому они используют граждан для дополнительных сверхдоходов, повышая цены. При этом в России долгие годы делают вид, что борются с ростом цен. Особенно это заметно из заголовков СМИ с начала нулевых.
Вообще топливный кризис похож на какое-то безумие, потому что на самом деле цена бензина в России должна быть в 2-3 раза ниже, чем сейчас. Но этот момент мы обсудим в конце статьи.
Индекс бензобака
Интересную информацию представил портал "Равенство.Медиа". Изучив статистику Росстата, они посчитали "Индекс бензобака". То есть сколько бензобаков можно оплатить на среднюю зарплату в разных странах Европы и СНГ.
Оказалось, что Россия лишь на 18 месте среди других стран. У нас на среднюю зарплату, которая в Москве около 60-70 тысяч рублей, можно заправить машину примерно 25 раз по 50 литров. На первом месте Лихтенштейн, там можно оплатить 72 бензобака на среднюю зарплату. На втором месте Швейцария - 56 баков топлива, и на третьем месте Люксембург - 50 полных баков. Внизу на скриншоте можно увидеть примерный расклад.
Но если взять регионы России, где средний доход точно раза в два меньше, чем в Москве, то дела обстоят ещё хуже, чем есть на самом деле. Большинство людей могут на зарплату заправить полный бак только около 13-16 раз. Для примера, в США на среднюю зарплату можно заправить полный бак 77 раз. В Китае только 19 раз, а в Индии 3 раза.
Кому интересно, "индекс бензобака" в странах Европы и СНГ можно посмотреть в сравнительной таблице.
Всё это говорит о том, что для потребителя в России цены на топливо точно не комфортные и не соответствуют уровню доходов большинства людей. Но разве нефтяных олигархов волнует это? Они будут продавать энергоресурсы страны до тех пор, пока они есть. При этом попутно будут зарабатывать на обычных гражданах, продавая им топливо по завышенным ценам. Не зря ведь говорят, что люди - это новая нефть.
Наши ресурсы нам не принадлежат?
Профессор и доктор экономических наук Валентин Катасонов считает, что чиновники РФ являются слугами олигархического капитала, юрисдикция которого находится за границей. То есть физические активы, такие как заводы, шахты, трубопроводы и т.д. находятся в России, а управляют ими из оффшоров на западе. Для них Россия это просто территория, на которой можно зарабатывать вахтовым методом.
Если по-хорошему, то нефтяную отрасль надо национализировать, а олигархов, которые получают сверхприбыли на продажи российских ресурсов, привлечь к ответственности. Ведь обычный народ с этого ничего не имеет, а ТОП-Менеджеры нефтяных королей становятся самыми богатыми людьми в мире. А пока наша собственность не принадлежит нам, ничего не изменится. Цены будут расти не только на ГСМ, но и продукты питания, стройматериалы, металлы и т.д.
Из пустого в порожнее
В Госдуме хотят регулировать цены на топливо. С инициативой выступила фракция ЛДПР. Они внесли законопроект об установлении государством лимита на стоимость автомобильного топлива в России. Депутаты считают, что цена на топливо негативно сказывается на жизни автомобилистов и на расходы грузоперевозок. Поэтому с 1 февраля 2024 года предлагают устанавливать фиксированные цены на 3-5 лет по договору с нефтяными компаниями. Но эксперты не видят перспектив у данного законопроекта. Хотя ожидают, что власти будут бороться хотя бы за снижения темпов роста цен на бензин и дизельное топливо.
Цена на бензин должна быть в 2-3 раза меньше
На самом деле все эти попытки что-то изменить лишь "переливание из пустого в порожнее". Чтобы реально изменить ситуацию, надо умерить аппетиты государства, которое в цену бензина закладывает 22% акцизов, 20% НДС и 30% налог на добычу полезных ископаемых. То есть примерно 70% от цены - это поборы государства.
Все, кто замешан в производстве, доставке и продаже топлива, получают лишь 30% от конечной цены. В итоге, если государство уберет эти налоги из цены, то для простых граждан он будет стоить в 3 раза меньше. Примерно 15-20 рублей за 1 литр. Ну или хотя бы снизить налоги в два раза, чтобы цена на бензин была на уровне 30 рублей. Неужели обычные люди этого не достойны?
А мы удивляемся, почему цены на топливо постоянно растут и вообще на таком уровне в стране, которая на втором месте по добыче. Да потому, что чиновники и олигархи хотят максимум прибыли, и до обычных граждан им нет дела. То есть для них мы важны, но только как ресурс, из которого можно выкачивать деньги.