Найти тему
Сервис «Финансист»

Как продать небольшой бизнес?

Оглавление

Существует три основных варианта продажи бизнеса. Однако перед продажей собственнику следует честно ответить на несколько вопросов.

Материал написан для блога «Помощник финансиста».

Отвечает: Дмитрий Торшин, предприниматель, инвестор, стратег, трекер.

Три варианта продажи бизнеса

Перед продажей бизнеса собственнику следует честно ответить на вопросы:

  • Почему хочется продать дело?
  • Может ли оно вырасти в 10 раз?
  • Чего не хватает для роста?
  • Есть ли конкуренты, которые уже сейчас крупнее и продолжают расти?
  • Какая модель продажи интереснее: традиционная или с привлечением инвестора?

Вариант 1. Полный кэшаут

В этом случае весь бизнес полностью уходит покупателю, а основатель получает крупную сумму здесь и сейчас.

В России много компаний и частных лиц, которые рассматривают покупку бизнеса именно сейчас. Связано это с желанием «пристроить» деньги. Меняются законы, и хранить кэш становится выгоднее в стране, чем за рубежом. Поэтому для такой продажи сейчас самое удачное время.

Вариант 2. Привлечение крупного инвестора

Такой вариант продажи — противоположность кэшаута. Благодаря появлению инвестора можно получить лишь небольшое количество денег, но отойти от дел.

В этом случае важно обратить внимание на условия, которые распространяются на новое сотрудничество. Инвесторов сейчас немало: это также связано с желанием перевести свободные деньги в местные компании и спасти их от инфляции. Поэтому вопрос «куда деть деньги?» даже серьёзнее, чем «где их взять?».

Вариант 3. Открытие франшизы

Франшиза — ещё один способ заработать на своём деле. Однако некоторые основатели отказываются от такой модели, потому что боятся снижения качества. Зачастую так и происходит, но есть и обратные примеры. Центру медицинских исследований Invitro удалось развить сеть таким образом, что качество услуг в филиалах ничуть не хуже, чем в «материнских» отделениях.

Как выгодно продать бизнес?

Самая выгодная схема, когда покупатель сам приходит. И наоборот, прямая продажа гарантирует дисконт. «Я продаю кому угодно, вам не надо?» — слабая позиция для собственника.

Хорошая стратегия — развивать и громко заявлять о компании всеми доступными методами. В таком случае о бизнесе может услышать крупное предприятие, которому не хватает похожего продукта. Тогда у основателя будет больше гибкости в переговорах. Покупатель будет осознавать, что экономит себе несколько месяцев или даже лет разработки.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.