Спорные наследственные вопросы не редкость для адвокатов правового центра «Человек и Закон». Они часто занимаются подобными делами и помогают своим доверителям одержать победу.
Аркадий Семёнович после развода с женой жил один. Официально как такового развода не было. В свои 70 супруги решили вопрос обоюдно. Просто стали жить отдельно. Аркадий Семёнович переехал в свою однокомнатную квартиру. По сути дела, остался один. Родственники, которые жили в другом городе, уже давно не интересовались его жизнью, о какой-либо помощи вообще не могло быть и речи.
Только дочь его покойного друга Татьяна, которая жила в соседнем доме, заходила в гости, помогала и заботилась по возможности. Они вместе отмечали все праздники. Практически стали семьёй. Мужчина относился к Татьяне как к дочери и написал завещание, в котором отдавал ей всё своё имущество после смерти. Имущество: однокомнатная квартира в Сочи, дача в Краснодарском крае, автомобиль «Тойота Камри» — старенький, но на ходу. После смерти Аркадия Семёновича родственники сразу объявились. Решили оспорить завещание, считали себя прямыми наследниками на всё имущество.
Существуют ли в данном случае какие-то юридические механизмы, чтобы всё-таки наследство осталось тому, кому его оставили?
Разъяснит адвокат правового центра «Человек и Закон» Татьяна Золотарь:
«Так, ст. 1119 ГК РФ говорит о том, что завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения».
Однако свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве. Это значит, что завещатель не может полностью лишить наследства своих нетрудоспособных наследников по закону.
Продолжит наш адвокат Татьяна Золотарь:
«Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
Таким образом, если имеются наследники по закону и они на момент смерти являются нетрудоспособными - инвалиды, пенсионеры, несовершеннолетние, - они могут оспорить завещание и получить половину от того, что им причиталось бы, если бы завещание отсутствовало. Наследница по завещанию в этом случае получит только часть наследства».
У Аркадия Семёновича собственных детей никогда не было. В его случае наследником является жена, с которой не был расторгнут брак, и его жильё приобретено было в браке. Также — родной брат. У него серьёзный бизнес в Липецкой области. В дополнительных доходах он никогда не нуждался.
Продолжит наш адвокат Татьяна Золотарь:
«Если брат трудоспособен — то всё, ничего ему не достанется, так как нет оснований для отмены завещания. Половина имущества — это доля супруги, и наследством она вообще не является, также ей принадлежит 1/4 от другой половины. Девушка, на которую было оформлено завещание, получит 3/4 от половины имущества».
В нашем случае жена Аркадия Семёновича отказалась от своей доли в пользу Татьяны. По её мнению, если муж завещал всё имущество этой девушке, значит, она этого достойна. Последняя воля покойного должна быть выполнена. Это очень старая традиция, которая исходит из стародавних времён и имеет под собой достаточно весомые причины, которыми не стоит пренебрегать и в настоящее время.