В зависимости от количества часов на тему Простейшие такие вопросы, как поведение (раздражимость, размножение, инцистирование), многообразие и значение можно давать на разных уроках, а можно «утрамбовать» в один. В последнем случае толку мало, но в математических и гуманитарных классах так и делают.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Мне вообще в последний год работы попробовали предложить такую расчасовку, при которой вся ботаника и вся зоология должны были быть даны в один год, причем при одном уроке в неделю. Представляете?
А на мой вопрос, как это возможно, последовал убийственный в своей неотразимости аргумент:
- Ну вы же профессионал!
В общем, выложу-ка я здесь все, что есть. А использовать можно в любой компоновке.
Итак, начинаю обычно с раздражимости. Есть прекрасные анимационные ролики, при помощи которых можно продемонстрировать реакции простейших на свет и соль. На занятиях кружка, или внеурочки, или какой-нибудь «Занимательной биологии», которая, знаю, есть в некоторых школах, можно пораздражать туфелек вживую под микроскопом. Для этого понадобится культура инфузорий. Как ее создать, описано здесь.
Само собой, записываем в «Словарик» определение раздражимости. Я даю такое:
Раздражимость — это способность воспринять изменения в окружающей среде и отреагировать на них.
Обычно в учебниках это определение содержит только слово «реагировать», однако если не воспринимаешь, то и отреагировать не сможешь. Кроме того, реакцию не всегда видно внешне, а она есть.
Ну, с простейшими проще, у них реакция если есть, то ее видно. Главное, чтобы микроскоп был достаточно сильным.
Для рассмотрения вопроса о размножении использую интересный биологический факт (на фото ниже слайд в этим фактом). Далее — обычные рисунки, иллюстрирующие процессы деления клеток. Хорошо будет, если ученики сами при помощи этих рисунков сформулируют особенности размножения простейших.
Инцистирование — более интересный вопрос, поэтому перехожу к нему посредством логической задачи (фото ниже).
Каждая группа формулирует свою гипотезу, спикеры групп докладывают, гипотезы записываются на доске и обсуждаются. Как итог — запись определения инцистирования. У меня такое:
Инцистирование — это создание плотной защитной оболочки при ухудшении условий жизни.
Сравнительная характеристика простейших — это этап урока, который хотелось бы дать, но как правило, им приходится жертвовать. Он получается, когда уроков по теме Простейшие много. Если уроков мало, то такую характеристику в виде пустой таблички можно задать на дом для подготовки к тесту/зачету/контрольной работе (у кого какие предпочтения).
Разнообразие и значение простейших — это, конечно, отдельный урок. Но не всегда получается. Если времени катастрофически, мало, то галопом по Европам. Буквально, один слайд со схемой, поясняющей разнообразие, и второй — значение.
При есть возможность изучать материал в нормальном темпе, то использую интересные вопросы, которые можно обсуждать как в группах, так и фронтально. Примеры таких вопросов:
В желудке жвачных животных живут особые инфузории. Общая их масса в одном желудке коровы достигает 3 кг. Вреда животному они не причиняют. Какова же роль этих инфузорий в жизни жвачных животных?
Во время военных действий на Кавказе в XIX веке в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон солдат численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Какова причина гибели гарнизона?
Ответ — малярия.
И следующий — мой любимый. За что поставлен памятник рыбке гамбузии?
А вам удается не спеша и полностью раскрыть тему "Простейшие"?