Найти тему

Урок зоологии. Простейшие. Поведение и значение

В зависимости от количества часов на тему Простейшие такие вопросы, как поведение (раздражимость, размножение, инцистирование), многообразие и значение можно давать на разных уроках, а можно «утрамбовать» в один. В последнем случае толку мало, но в математических и гуманитарных классах так и делают.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Мне вообще в последний год работы попробовали предложить такую расчасовку, при которой вся ботаника и вся зоология должны были быть даны в один год, причем при одном уроке в неделю. Представляете?

А на мой вопрос, как это возможно, последовал убийственный в своей неотразимости аргумент:

- Ну вы же профессионал!

В общем, выложу-ка я здесь все, что есть. А использовать можно в любой компоновке.

Итак, начинаю обычно с раздражимости. Есть прекрасные анимационные ролики, при помощи которых можно продемонстрировать реакции простейших на свет и соль. На занятиях кружка, или внеурочки, или какой-нибудь «Занимательной биологии», которая, знаю, есть в некоторых школах, можно пораздражать туфелек вживую под микроскопом. Для этого понадобится культура инфузорий. Как ее создать, описано здесь.

Само собой, записываем в «Словарик» определение раздражимости. Я даю такое:

Раздражимость — это способность воспринять изменения в окружающей среде и отреагировать на них.

Обычно в учебниках это определение содержит только слово «реагировать», однако если не воспринимаешь, то и отреагировать не сможешь. Кроме того, реакцию не всегда видно внешне, а она есть.

Ну, с простейшими проще, у них реакция если есть, то ее видно. Главное, чтобы микроскоп был достаточно сильным.

Это последний вариант опорного конспекта, рассчитанный на "утрамбованный" урок. "Пр" - означает "природа", т.е. значение для природы, "Ч" - человек
Это последний вариант опорного конспекта, рассчитанный на "утрамбованный" урок. "Пр" - означает "природа", т.е. значение для природы, "Ч" - человек
Это вариант опорного конспекта для подробного изучения темы. Конспект взят со слайда, поэтому на нем сохранились кнопки гиперссылок на слайды и на видеоролики.
Это вариант опорного конспекта для подробного изучения темы. Конспект взят со слайда, поэтому на нем сохранились кнопки гиперссылок на слайды и на видеоролики.
Это тоже для подробного изучения. Пустая линеечка слева предполагает запись "симбиоз со жвачными". Справа - мытье рук и кипячение воды
Это тоже для подробного изучения. Пустая линеечка слева предполагает запись "симбиоз со жвачными". Справа - мытье рук и кипячение воды

Для рассмотрения вопроса о размножении использую интересный биологический факт (на фото ниже слайд в этим фактом). Далее — обычные рисунки, иллюстрирующие процессы деления клеток. Хорошо будет, если ученики сами при помощи этих рисунков сформулируют особенности размножения простейших.

-5

Инцистирование — более интересный вопрос, поэтому перехожу к нему посредством логической задачи (фото ниже).

Обратите внимание на бочки. А потом обратите на это внимание учеников. Слева старая бочка, справа - только что из магазина. Можно создать "легенду" о том, как Левенгук приобрел совершенно новую бочку, поставил ее в саду для сбора дождевой воды, а спустя пару месяцев обнаружил в ней простейших. Но бочка-то изначально была практически стерильной!
Обратите внимание на бочки. А потом обратите на это внимание учеников. Слева старая бочка, справа - только что из магазина. Можно создать "легенду" о том, как Левенгук приобрел совершенно новую бочку, поставил ее в саду для сбора дождевой воды, а спустя пару месяцев обнаружил в ней простейших. Но бочка-то изначально была практически стерильной!

Каждая группа формулирует свою гипотезу, спикеры групп докладывают, гипотезы записываются на доске и обсуждаются. Как итог — запись определения инцистирования. У меня такое:

Инцистирование — это создание плотной защитной оболочки при ухудшении условий жизни.

Сравнительная характеристика простейших — это этап урока, который хотелось бы дать, но как правило, им приходится жертвовать. Он получается, когда уроков по теме Простейшие много. Если уроков мало, то такую характеристику в виде пустой таблички можно задать на дом для подготовки к тесту/зачету/контрольной работе (у кого какие предпочтения).

-7

Разнообразие и значение простейших — это, конечно, отдельный урок. Но не всегда получается. Если времени катастрофически, мало, то галопом по Европам. Буквально, один слайд со схемой, поясняющей разнообразие, и второй — значение.

Трипаносома неактуальна в наших широтах, но почему-то ее любят составители разных проверочных тестов.
Трипаносома неактуальна в наших широтах, но почему-то ее любят составители разных проверочных тестов.
А вот это уже более актуальный вопрос, тем более, что многие стали выпускать на прогулки своих кошек.
А вот это уже более актуальный вопрос, тем более, что многие стали выпускать на прогулки своих кошек.

При есть возможность изучать материал в нормальном темпе, то использую интересные вопросы, которые можно обсуждать как в группах, так и фронтально. Примеры таких вопросов:

В желудке жвачных животных живут особые инфузории. Общая их масса в одном желудке коровы достигает 3 кг. Вреда животному они не причиняют. Какова же роль этих инфузорий в жизни жвачных животных?
Во время военных действий на Кавказе в XIX веке в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон солдат численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Какова причина гибели гарнизона?

Ответ — малярия.

И следующий — мой любимый. За что поставлен памятник рыбке гамбузии?

-10

А вам удается не спеша и полностью раскрыть тему "Простейшие"?