В этой статье публикую теорию, алгоритмы, упражнения, материал для анализа по теме. По ссылке в конце статьи можете скачать презентацию с этим материалом, а также получить ссылку на разноуровневую контрольную работу по этой теме.
Актуализация знаний
Дополните тезисы:
1. Словосочетание — это ____________ и _____________ объединение двух или более _______________ слов.
2. Словосочетание состоит из __________ и ___________ слова.
3. По характеру главного слова выделяют 3 вида словосочетаний: ___________ , _________ и _________ .
4. В отличие от предложений, словосочетания не имеют _____________ основы.
Задание 1
Прочитайте предложение. Укажите словосочетания из этого предложения.
Лиса живёт в глубокой норе.
1.в глубокой норе
2.лиса живёт
3.живёт в глубокой
живёт в норе
Задание 2
Укажите только словосочетания с подчинительной связью.
1.песня хороша
2.хорошо спел
3.хорошая песня
4.артист спел
спел и сыграл
Поэтапное изучение и закрепление нового материала
Лингвистический эксперимент
Измените главное слово в каждом словосочетании. Изменилось ли зависимое? Является ли зависимое слово изменяемой частью речи? Сделайте вывод на основе своего анализа.
Познакомимся более подробно с типами подчинительной связи в словосочетаниях. Рассмотрите таблицу.
Правильно определить тип подчинительной связи поможет алгоритм.
Задание 3
Определите виды связи в словосочетаниях, используя алгоритм.
- Вкусная булочка
- Статья о бизнесе
- Рассказать наизусть
- Говорил смеясь
- Утренний туман
- Поезд из Москвы
- Его тетрадь
- Редкий экземпляр
Задание 4
Определите виды связи в словосочетаниях, используя алгоритм.
- Индивидуальное задание
- Абсолютно неприемлемо
- Полить цветы
- Портрет писателя
- Вернувшись утром
- Всегда сомневающийся
Задание 5
Определите виды связи в словосочетаниях, используя алгоритм.
- Улетевших птиц
- Подумай обо мне
- Читал сидя
- Этими словами
- Аккуратно сложил
- Грядка моркови
- Её стихи
Понаблюдаем. Что вы можете сказать об этих парах словосочетаний?
говорил радостно – говорил с радостью
клетчатый шарф – шарф в клетку
двор школы – школьный двор
верхняя полка – полка сверху
(Они синонимичны).
Алгоритм. Как заменить словосочетания с одним типом связи синонимичным словосочетанием с другим типом.
- Находим главное и зависимое слово.
- Определяем их части речи.
- Главное слово оставляем в той же форме. Изменяем часть речи зависимого слова в соответствии с таблицей (см. таблицу).
- Связываем главное и зависимое слово при помощи окончания, предлога и окончания или только по смыслу.
Задание 6
Замените словосочетание, построенное на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
- комариный писк (с — у) — ______________________________
- ночь без сна (у — с) — __________________________________
- пели с задором (у — п) — _______________________________
- восторженно произнёс (п — у) — _______________________
- левый берег (с — п) — __________________________________
- этаж снизу (п — с) — ____________________________________
Задание 7
Замените словосочетание «колосья ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 9
Замените словосочетание «поворот налево», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 10
Замените словосочетание «рыцарские доспехи», построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Проверочная работа
- Замените словосочетание «яблочный сок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление и напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «пятиминутный перерыв», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление и напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «коридор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование и напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание «отвар из трав», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование и напишите получившееся словосочетание.
Синтаксический разбор словосочетания
Задание 11
Выпишите из предложения ещё одно словосочетание и выполните его синтаксический разбор.
У берега тихо плещется вода.
Подведение итога урока
Заполните «Карту урока».
Презентацию с этим материалом можете скачать здесь. В презентации также содержатся ответы к заданиям для самопроверки.
А разноуровневую контрольную работу по теме "Словосочетание" вы найдёте здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.