Работающий в должности врача анестезиолога-реаниматолога (К.) решил проиндексировать пенсию (перерасчет работающему пенсионеру производится после увольнения).
По договоренности с заведующим отделением анестезиологии и реанимации и по согласованию с отделом кадров 30.09.2022 он подал заявление об увольнении из учреждения по инициативе работника с тем условием, что через месяц он будет принят на ту же работу в той же должности.
30.09.2022 он был уволен.
26.10.2022 мужчина обратился в с заявлением о приеме на работу на должность врача анестезиолога – реаниматолога, предоставив необходимые документы.
Однако в приеме на работу главным врачом было отказано.
01.11.2022 он направил заявление с просьбой разъяснить причины отказа в приеме на работу. В ответ на заявление ему сообщено об отсутствии вакансий в учреждении.
С отказом в приеме на работу он не согласен, так как знал, что в ГБУЗ недостаточно врачей анестезиологов – реаниматологов.
Обратился в суд о признании незаконным отказа работодателя в приеме на работу от 26.10.2022, обязании больницы заключить с ним трудовой договор для приема на работу в должности врача анестезиолога-реаниматолога.
ПОЗИЦИЯ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛЕ
РАБОТНИК
В больнице недостаточно врачей анестезиологов – реаниматологов. Отказ в приеме на работу незаконен.
РАБОТОДАТЕЛЬ
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что вакансий для приема на работу К. по должности врача анестезиолога – реаниматолога в учреждении на момент подачи заявления не имелось. В учреждении 41 ставка врачей анестезиологов-реаниматологов, которые заняты, в том числе, по совместительству.
В учреждении есть 0,25 вакантной ставки врача анестезиолога – реаниматолога, но принять врача на указанную ставку невозможно, т.к. эта ставка на высокотехнологичную помощь, которая включает в себя паллиативную помощь в отделении сестринского ухода и хирургическую помощь акушерского профиля и травмотолого-ортопедического профиля.
В операционный день на указанной ставке может быть занято несколько человек, одного врача принять невозможно.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ СУДОМ
Из штатного расписания больницы следует, что на момент подачи К. заявления о приеме на работу в учреждении имелось 41,25 ставок врачей анестезиологов-реаниматологов.
Исходя из штатной расстановки, из 41,25 ставок врачей анестезиологов-реаниматологов заняты по основному месту работы 23 ставки. Из 23 врачей анестезиологов – реаниматологов 20 работают на условиях внутреннего совместительства. 0,25 ставки по должности врача анестезиолога-реаниматолога вакантны.
Из показаний свидетеля Ш. следует, что он работает заведующим отделения анестезиологии и реанимации.
В учреждении работает 23 врача анестезиолога-реаниматолога при наличии 41,25 ставки. Три врача работают на одной ставке по семейным обстоятельствам, остальные врачи работают на 1,5 – 2 ставки. Рабочее время в среднем 160 часов в месяц.
В последнее время никто работать на указанной должности не желает, учреждение нуждается во врачах анестезиологах-реаниматологах.
Он был уверен, что К. мог быть принят на работу на свободную ставку, т.е. которая занята по совместительству, т.к. нагрузка на врачей большая, врачи работают больше двух ставок, а это плохо. При приеме на работу К. нагрузка могла бы быть перераспределена.
Из показаний свидетеля М. допрошенного в судебном заседании, следует, что он работает врачом анестезиологом – реаниматологом в больнице. Чаще всего он работает больше чем на две ставки в месяц. Нуждаемость во врачах анестезиологах – реаниматологах имелась и имеется в настоящее время. В учреждении работает 23 врача, но ставок гораздо больше.
Из материалов дела следует, что из 41 ставки врачей анестезиологов – реаниматологов в ГБУЗ по основному месту работы в учреждении заняты 23 ставки, на оставшихся ставках эти же врачи трудоустроены по совместительству.
Из трудовых договоров с врачами анестезиологами - реаниматологами, осуществляющими работу по совместительству в больнице следует, что по совместительству врачи, в нарушение требований закона, приняты на полную ставку.
Из табелей учета рабочего времени следует, что продолжительность рабочего времени врачей анестезиологов-реаниматологов в больнице значительно превышает предельную продолжительность рабочего времени, установленную для врачей совместителей постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».
Возможность прекращения трудового договора с работником, работающим по совместительству, предусмотрена ст. 288 ТК РФ.
В соответствии с данной статьей трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.
С учетом этого возможность перераспределения рабочей нагрузки при соблюдении требований законодательства у больницы имелась и К. мог быть принят на работу по основному месту работы.
Доказательств наличия обоснованных причин отказа в приеме на работу К. ответчиком суду не представлено. С 2013 года по 30.09.2022 К. осуществлял трудовую деятельность у ответчика на той же должности, то есть по своим деловым и профессиональным качествам ей соответствовал.
РЕШЕНИЕ СУДА
Признать незаконным отказ больницы в приеме на работу К. по заявлению от 26.10.2022 г.
Обязать больницу заключить с К. трудовой договор по должности врача анестезиолога - реаниматолога.
Судебный акт вынесен 31 марта 2023 года.
Больница подала апелляционную жалобу, просила отменить решение и принять новое об отказе в иске.
22 июня 2023 года краевой суд отказал в удовлетворении требований апелляционной жалобы.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
1. Насколько мне известно из общедоступной информации анестезиологи-реаниматологи – представители особо дефицитных профессий в здравоохранении, как и чаще всего привлекаемых к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности при интубации трахеи.
2. Работа анестезиологов-реаниматологов в больнице на две и более ставки – прямая причина накопления психоэмоциональной и физической усталости, как последующего основания для увеличения риска причинения вреда здоровью пациента. Входит в противоречие с требованиями по обеспечению надлежащего качества и безопасности медицинской помощи.
3. В больнице нарушаются ограничения при работе по совместительству.
4. Чем руководствовался главный врач при отказе в приеме на работу мне неведомо, но поскольку обладает сертификатом по организации здравоохранения и общественному здоровью (свидетельством об аккредитации), а также в больнице есть кадровая и юридическая служба, то должен был знать, что его отказ неправомерен, может признан незаконным в судебном порядке.
Давайте выясним мнение о позиции главного врача
5. Работник оказался достаточно лояльным и не потребовал от работодателя компенсации морального вреда за допущенную в отношении него дискриминацию, а имеет полное право.
6. Напомню, что при появлении нового работника договор с совместителями прекращается.
Пишите комментарии. Рекомендуйте коллегам! Можно сохранить публикацию, нажав три точки справа сверху над статьей.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Обсудить проблемы на работе с медицинским юристом Алексеем Пановым. Получить консультацию, для этого оформить заявку.