Найти тему

Мозговой штурм для нетворческих: самый простой способ и реальный пример

Оглавление

Креативность можно развивать и прокачивать точно так же, как мышцы в спортзале. Так же, как умение считать. Изначально в голове есть только какая-то задача, исходные данные, набор цифр, и уже из них вы получаете решение. Придумывание идей — это то же самое: есть задача, есть исходные данные и есть кому задачу решать. Дальше дело техники и опыта.

На примере того, как мы придумывали новый логотип для журнала, разъясню супер-простой метод мозгового штурма. Он позволяет не прокрастинировать три часа в зуме, а быстро придумать реалистичную идею и идти делать.

Уверена, что после прочтения этот способ смогут применить и получить результат даже те, кто за всю жизнь ничего кроме подписи для паспорта не придумал. Не переключайтесь 😉

Шаг 1. Собрать команду, озвучить цель и исходные данные

Перед стартом мозгового штурма нужно озвучить цель. Также можно вывести её на экран, чтобы команда могла держать в фокусе понимание конечного результата и не отходила далеко от темы встречи.

Помимо цели важно сформулировать и донести до всех исходные данные — все возможности и ограничения, которые есть. Это может быть бюджет, сроки, ниша, цветовая палитра, язык, размеры и так далее.

Совсем идеально — заранее погуглить похожие решения и сформулировать для себя, что в них сделано хорошо, а что плохо, что может подойти под вашу текущую задачу, а что точно нет.

В общем, ваша цель на данном этапе — создать людям благоприятные условия для придумывания.

Шаг 2. Собрать идеи в кучу

Суть мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать как можно больше идей, а затем выбрать из них те, которые могут стать решением задачи. По моему опыту, чтобы придумалась одна крутая идея — нужно от десяти посредственных, странных, неподходящих или откровенно плохих. То есть чем больше команда сгенерирует идей, тем выше шанс найти то, что вы ищете.

-2

Чтобы поток идей не прекращался и мозговой штурм дал свои плоды, придерживайтесь двух важных принципов:

1. Запрещено обсуждать, комментировать, анализировать и оценивать идеи.
Если вы попытаетесь сэкономить время и отмести какие-то идеи сразу, чтобы упростить себе жизнь, то вы рискуете остановить поток идей. Во-первых, люди включат самоцензуру, и куча идей в их голове тупо не родится. Во-вторых, из того, что родится, люди будут каким-то образом отбирать те идеи, которые претендуют на хорошую оценку, чем срежут ещё больше вариантов.
2. Запрещено бурно реагировать на какие-то идеи — особенно на свои.
Как правило, модератором таких встреч выступают предводители, и в их руках есть всё, чтобы включить в команде конформизм. На данном этапе это сработает так: вы бурно отреагировали на какую-то идею → команда это считала → все дальнейшие идеи будут рядом с той, которую вы как-то выделили среди прочих → остальные зоны для размышления закроются. На следующем этапе это повлияет на голосование. В общем, плюсов это вам точно не принесёт.

Результат этапа — список всех идей, которые команда смогла родить. У нас за полчаса получилось собрать 20 идей:

-3

Шаг 3. Провести голосование

Теперь наводим порядок. Чтобы команда смогла быстренько проголосовать и подсчёт результатов не превратился в ад — соберите все идеи в кучу и продумайте подходящую систему оценок.

-4

Советую использовать гугл-шит, потому что там можно включить автоматический подсчёт голосов:

-5

Дальше предложите команде рассказать о своих идеях подробнее — коротко и быстро, по 2−3 минуты на идею обычно достаточно. Как все закончат — приступайте к голосованию.

-6

Суть голосования в том, чтобы каждый участник проставил каждой идее оценку от своего имени. Вы можете использовать любую шкалу, которую только придумаете и сможете интерпретировать. Мы использовали такую:

3 — верю в идею всей душой, ассоциируется с журналом

2 — верю, но не очень представляю, как это может выглядеть в рамках журнала

1 — вроде бы и верю, но как-то заезжено

0 — не верю

Результат этапа — рейтинг идей:

-7

Шаг 4. Привести идею к чему-то твёрдому

На этом этапе можно выбрать идею-победителя и закончить штурм. А можно определить несколько идей, которые вы частично воплотите в реальность и уже затем примете финальное решение.

В нашем случае мы решили выбрать пять идей, чтобы сделать эскизы и провести финальное голосование, которое будет основано на чём-то более твёрдом. Также мы оговорили, что идеи можно скрещивать между собой, например, варианты дополнять аббревиатурой или же использовать буквы вместо каких-то элементов. Скрестить какой-то предмет с буквой «П» и так далее.

-8

Результатом этого этапа для нас стал набор эскизов (визуально отработанных идей-победителей) и их описание от ответственного за реализацию:

-9

Шаг 5. Провести финальное голосование

Ответственный за прошлый этап рассказал историю каждого эскиза, команда не только представила в голове идею, но и увидела воочию, как может выглядеть логотип. И у каждого участника в этой связи появилось мнение.

Можете устроить небольшую, ограниченную по времени дискуссию. Можете сразу перейти к голосованию — тут уж вам виднее. Главное, не забывайте правило: лидер эмоционально не выделяет ни один из вариантов и высказывается последним, чтобы не посеять конформизм в команде.

Мы сразу голосовать пошли и были практически единогласны. Так и получился итоговый результат, который всей команде нравится — это хади-циклы, где вместо каждого блока буква из аббревиатуры «По ходу разберёмся». Треугольник — это как бы стрелка, запуск цикла. А может, там ещё что-то зарыто, как знать 🙂

-10

Что ещё почитать: