Найти тему
Елена Мунтян

ОБРАЗОВАНИЕ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ

 

Даже простому обывателю ясно на сегодняшний момент, что инклюзия в нашей стране провальна. Можно сколько угодно ее ругать, но она - система - есть и придется уживаться. И особенному ребенку, и соседствующему нормотипичному, их родителям и педагогам. Недовольства у каждого разные и то точно не капризы, у всех есть основания.

 

Я работаю с глухими. Не простыми неслышащими, а с теми, кто перенес операцию по восстановлению слуха - кохлеарную имплантацию - и потому слышит при помощи электронного протеза нормально. По итогу педагогической реабилитации такой глухой ребенок от рождения должен бы теоретически к школьному возрасту развить слухоречевые навыки до уровня максимально приближенному к уровню слышащих сверстников и пойти с ними же учиться. Безбарьерно. И это, господа, не инклюзия, а интеграция. Потому что ребенок достигший максимума реабилитации не требует специальных условий в процессе обучения. Даже всякие FM-системы вовсе не обязательны. Но, увы, таких высоких результатов достигают единицы. А всего у нас в стране около 12 тысяч таких пользователей слуховых имплантов. 

Все остальные результаты реабилитации очень разнообразны и, к сожалению, менее успешны. И в каждом конкретном случае все очень индивидуально! То есть наличие кохлеарного импланта не определяет обучение ребенка априори ни в норме, ни в школе для слабослышащих, ни для глухих, ни в речевой, ни в классе коррекции, ни даже в классе для умственно отсталых детей. Даже бывает так, что за свою непродолжительную школьную карьеру ребенок может трижды сменить тип учреждения так и не найти подходящего. И это ужасно.

 

И бессмысленно кого-то ругать. Основания в большей степени кроются в неоднородности данной категории детей. В текущем 2023 году ФГОС сменила ФОП (федеральная образовательная программа), хоть она и едина на всю страну для всех - вопросов без ответов к нейимеется море. А ведь там даже разделы есть: для глухих, слабослышащих, детей с кохлеарными имплантами… 

Пока будут апробированы новые образовательные стандарты, обучение особенных детей совсем, видимо, сойдет на нет. Негодую страшно, но оснований для того –сотни школьников, которые остаются без знаний вообще.

К сожалению, ребенок с имплантом даже, если он его иполучил его в раннем возрасте и усиленно занимался с педагогами, часто все равно к возрасту школьному не готов к обучению в массе. Амбициозные родители-таки сажают в класс со слышащими детьми, как правило, с 8-ми лет, но что усвоит такой ребенок в условиях класса еще с тридцатью детьми - большой вопрос… Осознанность (что не усвоит ничего этот ребенок)приходит к среднему звену и так он может оказаться в школе для лиц с нарушенным слухом. Может и не добровольно, а в ходе негласного перевода по настоянию педагогов «нормальной» школы.

Сугубее картина, когда чуть позже станет ясно, что и программу для слабослышащих этот ребенок не усваивает и потому есть вероятность обрести диагноз умственной отсталости… страшно пишу? правду пишу. Случаев по такому сценарию знаю больше сотни, развернувшихся в самых разных регионах нашей необъятной Родины. 

 

Еще чаще картина разворачивается так. Амбиции родитель припрячет и, понимая, что массу ребенок не потянет, отдает его в школу коррекционную по профилю слуха. Основными проблемами у всех детей является скудность словарного запаса слухового; несформированность грамматического строя и фонематического слуха, а также грубые нарушения звукопроизношения. Они почти непреодолимы и потому процесс реабилитации может затянуться на всю жизнь. Но время - в школу. Неважно, что не готов и не соответствует ни одному профилю, имеющемуся в большинстве случаев, куда-то идти учиться надо. И так опять же в большинстве случаев такой ребенок оказывается в коррекционной школе 1-2 вида. Логично подходящее для лиц с нарушенным слухом образовательное учреждение.

 

Почему последние лет 10 я наблюдаю во всех регионах нашей страны в этих специальных школах позицию отказа от русского жестового языка, дактиля и других альтернатив для тех, кто говорить так и не научился. «У НАС ТОЛЬКО РЕЧЬ!» - вот с таким девизом они принимают на обучение ребенка, вводя в заблуждение каждого родителя, давая ложную надежду на то, что ребенок заговорит в профильной школе по слуху. Что попросту невозможно, хотя бы исходя из соображений возрастных. Как он может научиться говорить, если в критические возрастные периоды для старта речи так и не овладел ею?

 

И тут вопрос главный: КАК ЖЕ РЕБЕНОК УСВОИТ ПРОГРАММУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ, преподаваемую речью, если он ею не владеет? И пусть в словаре «говорящего» ребенка пассив составит слов 500, актив - чуть меньше. Этого не достаточно для того, чтобы обучаться даже в условиях коррекции без альтернативы неречевой. 

Но жесты глухих отрицаются педагогами, они ими попросту не владеют. Для педагогов в ВУЗах хоть и значится такая дисциплина как РУССКИЙ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК, но разве можно его выучить за сотню часов, а то и меньше??? Корочки есть у всех специалистов коррекционных школ для алиби имеются. Владеют имединицы. А вообще позиция - у нас все РЕЧЬЮ. Это, кстати, очень нравится родителям. 

 

На данном этапе (этапе поступления ребенка в школу)обычно запас родительских реабилитационных сил иссякает и они, отправив ребенка в школу, бывает, даже не интересуются процессом обучения. Ведь школа такая еще и интереатного типа. Сдал на неделю и на выходные забрал. Худшая оценка, какая только может быть - 3, меньше не ставят. Потому сто иначе - не усваивает материал, а значит и учат плохо. А показательно должен усваивать. И вот 3,4,5 в ассортименте оценок у каждого, а по факту в лучшем случае дети занимаются списыванием, например, по русскому языку.

 

И следующим этапом, когда скрыть шило в мешке уже не получается, становится переход в среднее звено специальной школы этих деток.  Тут педагоги инициируют комиссию, на которой коллегиально признают, что ребенок - умственно отсталый. И по картине, которую производит школьник в таком случае, так и есть и спорить с этим невозможно. Речью не владеет - УО, неважно, что вторично. Вот тут родителя может хватить удар, ибо течение событий приобретает необратимый характер… 

 

Но система, кстати, подготовилась уже к такому течению событий. Потому что описываемое придумала не я, а случаев в школьной практике уже великое множество.Примером много в разных регионах РФ. И после такой комиссии ребенку прописывают специальный подвид программы - 2.3, что говорит о допдиагнозе у школьника и оправдывает учителей от того, что он программу в дальнейшем усваивать не будет… Это программа для ребенка с нарушенным слухом с ЛЕГКОЙ степениюумственной отсталостию. Лично у меня при изучении ФОП возник вопрос, зачем это уточнение о легкости, если нет дальше развития до средней и тяжелой степени, а в природе их – полно?

Что же это значит в реалиях? А то, что хоть и досидит в такой школе этот ребенок до конца, то выйдет «со справкой» и вряд ли получит какую-то профессию, сам устроится по жизни…

 

Есть еще один тупиковый вариант развития событий в сложившейся ситуации. Это перевод в школу другого вида - восьмого, для детей с УО. Тут программа тоже построена на основе вербальной коммуникации, а значит вероятность того, что НАШ ребенок ее не усвоит - почти сто процентов. А в итоге после такой школы в период взрослости сам существовать не сможет!!!

 

Читая мое эмоциональное изложение образовательной реальности глухих детей с КИ может показаться, что я негативно настроена либо к одним сторонникам вопроса, либо ругаю других. Это не так. Я возмущена сложностью и безвыходностью положения! Думаю, что лет через 10-15 эта беда станет очевидной для любого обывателя, как ситуация с инклюзией в целом. Но быть может, что-то можно предотвратить сейчас? 

Что делать?