Эту газетную статью из далекого 1979 года можно хоть сейчас выкладывать на первые полосы современных газет. Поменять только слова "американские" на "российские". Как говорится, нас обо всем предупреждали. Но мы все про...ли.
Газета «Комсомольская правда» № 125 от 31 мая 1979 года.
В спиралях кризиса
Инфляция и нравы
Что такое инфляция, жители западных стран знают не по учебникам – по состоянию собственного кармана. Они сталкиваются с нею ежедневно в магазинах, автобусах и метро, больницах и аптеках – всюду, где приходится платить деньги. Если лет десять назад буржуазная пресса уныло жаловалась на «ползучую» инфляцию, то сейчас это слово сопровождается такими эпитетами, как «безудержная» и «галопирующая». В последнее время её темпы увеличиваются с быстротой раковой опухоли. Цены скачут вверх, что называется, на глазах изумленной публики. Например, в США цены с 1967 года выросли в два раза. Иными словами, доллар потерял половину своего «веса» - покупательной способности.
Сухая статистика роста цен теперь выносится на первые полосы газет, открывает передачи новостей по радио и телевидению. Это и понятно: инфляция напрямую отражается на падении уровня жизни в странах капитала.
По данным журнала «Ю.С. ньюс энд Уорлд рипорт», инфляция стала одной из главнейших забот большинства американцев. В одном из номеров этого журнала отведена даже целая страница предложениям читателей на тему – «как обуздать инфляцию».
Люди просто не успевают следить за головокружительным взлетом цен. Если спросить американца или западноевропейца, сколько стоит тот или иной товар, в лучшем случае вы услышите осторожный ответ, что неделю или десять дней назад он стоил столько-то. А недавно в Нью-Йорке выдался такой день, когда на бензоколонках трижды менялись таблички с ценами на горючее. Поэтому ежедневно люди с беспокойством всматриваются в витрины магазинов, с растущей тревогой ждут счетов за коммунальные услуги, чтобы в очередной раз урезать семейный бюджет и потуже затянуть пояса.
Вот что говорят американцы со страниц журнала «Тайм»:
Дороти Данкельсон: «Никогда не знаешь заранее, когда наступит кризис и наши сбережения будут стоить не больше горсти бобов»
Карен Лейвич, 24 года, хотел бы иметь детей, но не может себе этого позволить из-за стремительного роста цен: «Мы постоянно должны работать все больше и больше, только чтобы сохранить прежний уровень жизни»
Глория Пайнелс: «Люди привыкают к определенному образу жизни, однако внезапно они обнаруживают, что не могут поехать куда-нибудь в отпуск или послать своего ребенка на учебу в колледж. Это вызывает чувство возмущения и разочарования».
Артур Гарсия: «Вы хотите протестовать, но что можно сделать? Я жду только чуда»…
Президент Дж.Картер в традиционном послании «О положении страны» в январе этого года вынужден был признать: «Инфляция – тяжкое бремя для всех американцев, а для бедных, больных и стариков она – катастрофа».
Вирус инфляции поразил и более состоятельных людей, которые лихорадочно скупают товары, пока они не подорожали. Стало выгодным делать долги, так как к моменту расплаты деньги еще более обесценятся.
Даже деловой мир охвачен чувством неуверенности и страха. Предприниматели боятся заключать сделки, которые грозят убытками в случае роста цен. Высокие проценты под займы и кредиты лишают бизнесменов стимула к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Так инфляция усиливает безработицу – неизбежное зло капиталистической системы.
«Инфляция – это трагедия, которая порождает в обществе цинизм, жестокость и равнодушие». Эти слова принадлежать писателю-гуманисту Томасу Манну. Хотя эта характеристика и относится к гиперинфляции 1923 года в Веймарской республике – когда деньги обесценились в 38,1 миллиона раз (!) и людям приходилось платить за пачку чая два миллиона марок, - в наши дни она не утратила своей актуальности.
Под напором инфляции все большее число людей на Западе, особенно из числа мелкой буржуазии, ничтоже сумняшеся расстаются со своими моральными принципами, пускатся во все тяжкие, чтобы залатать бреши в доходах, пробитые ростом цен.
Взяточничество, коррупция, прямой грабеж получают все большее распространение. Постоянно совершенствуются многообразные способы крупного и мелкого мошенничества.
В американских городах Атланте, Вашингтоне и Сан-Франциско в прошлом году число ограблений банков удвоилось. По всей стране совершено 4600 налетов на банки. Причина нового скачка грабежей – опять же инфляция, свидетельствует «Тайм».
Уклонение от налогов, всегда бывшее прерогативой крупного бизнеса, ныне приобрело поистине характер эпидемии. Нарасхват идут популярные пособия, в которых предлагаются десятки «сравнительно честных» способов одурачивания налоговых служащих. Многие стараются скрыть от налоговых ведомств хотя бы часть заработной платы и других доходов.
В условиях инфляции выигрывают только собственники реальных ценностей и недвижимости. Поэтому на Западе развернулась крупная спекуляция произведениями искусства, драгоценными металлами и ювелирными изделиями.
По оценке журнала «Тайм», за 1978 год в США были похищены произведения искусства на сумму 50 миллионов долларов. Среди них есть и всемирно признанные шедевры - картины Сезанна, Эль Греко, один из портретов Рембрандта, полотна других голландских художников ХVIIвека и т.д. У преступного мира «пользуются успехом» также старинные гобелены, манускрипты, редкие книги, произведения античного искусства. Это отнюдь не говорит о том, что у грабителей появился художественный вкус. После торговли наркотиками, пишет «Ньюсуик», подобные преступления наиболее доходны и к тому же менее опасны, поскольку музеи боятся публично признать свою уязвимость, а обладатели частных коллекций не хотят раскрывать их ценность, чтобы не платить высокие налоги.
Так что инфляция не только бьет по карману и порождает массовое чувство пессимизма и тревоги за завтрашний день. Вынуждая людей прибегать к обману, мошенничеству и грабежу, она подрывает и без того шаткие нравственные устои буржуазного общества, наносит моральный ущерб, размер которого невозможно выразить в цифрах.
И еще одно обстоятельство. Дело в том, что инфляция сама является следствием аморальной природы современного капитализма.
В числе главных её причин – непомерно раздутые расходы буржуазных государств в интересах государственно-монополистического капитала. В первую очередь огромные траты на вооружения.
Само появление на свет инфляции вязано с войной. Как утверждает известный американский писатель А. Хейли в романе «Менялы», бумажные деньги, как и порох были изобретены в ХIIIвеке на территории древнего Китая. У одного из императоров не хватило звонкой монеты, чтобы заплатить своим солдатам. Тут же был изготовлен деревянный штамп, и бумажные деньги потекли рекой. Казалось, на них можно было купить все армии мира. Император увлекся…. И деньги тут же обесценились, превратившись в обыкновенные бумажки.
С тех пор прошло семь веков, однако история эта еще многократно повторялась с теми, кто вел агрессивные войны, или с чрезмерным усердием готовился к ним.
Раньше инфляция возникала во время войны и продолжалась в период послевоенной разрухи. Сейчас гонка вооружений в капиталистических странах превратила её в постоянный и растущий фактор не только в экономической, но и в моральной сфере жизни буржуазного общества.
Существует ли выход из туго закрученной спирали инфляции? Насколько эффективны антиинфляционные программы, усиленно разрабатываемые сейчас всеми правительствами Запада? Ответ дает американский экономист Л. Хейлбронер: «Если бы действительно захотели положить конец инфляции, достаточно было бы завернуть огромный «кран» правительственных расходов на вооружение».
А.Лопухин