Найти тему
Добраться до вершины

Смольный институт. Реформа образования

60-е годы позапрошлого века – время перемен во всем. Реформы Александра II многообразны и почти всеобъемлющи. Не мог избежать реформ и любимый институт императорской фамилии – Смольный. Царская семья действительно принимала большое участие в судьбе института и многих его воспитанниц. Так что перемены в образовании Российской империи в то время начались именно с него. 

Начало рассказа:

Конечно, перемены не начинаются сами по себе, перемены делают люди. И таким мощным двигателем, изменившим не только форму, но и сущность образования, в том числе женского, был человек, чье имя знакомо нам всем с детства, это Константин Дмитриевич Ушинский.

Институтки, которым посчастливилось получать образование в те недолгие годы, которые он занимал должность инспектора, вспоминали о нем с неизменным восторгом. Что же такого необычного он сделал? Изменения были колоссальны.

Первое и, наверное, главное, ему удалось приохотить воспитанниц к чтению, в институте появилась библиотека. Елизавета Водовозова, ставшая в дальнейшем писательницей, сохранила для нас потрясающую сцену знакомства Ушинского с порядком преподавания литературы в институте: 

«- сударыня, потрудитесь пересказать сюжет «Евгения Онегина». Вы не читали?

- Это невозможно! Вы, сударыня, читали? А вы? Но, может быть, что-нибудь читали из Гоголя? "Тараса Бульбу" знаете? Неужели и произведений Пушкина никто не читал? А Лермонтова, Грибоедова? Но это невозможно! Я просто этому не верю! Как, ни одна воспитанница, проходя курс русской литературы, не поинтересовалась прочесть ни одного наиболее капитального произведения! Да ведь это, знаете, что-то уже совсем баснословное!»

Прямо что-то напоминает мне это. Как-будто и не прошло с момента этого происшествия ста шестидесяти лет. Однако Ушинский справился с таким полным невежеством своих учениц довольно быстро. Ведь стоит только начать. Если ребенку попадает хорошая и в соответствии с возрастом литература, он быстро заинтересуется и почувствует вкус к чтению. Учителя, приглашенные в институт Ушинским, стали зорко следить, чтобы девочки обязательно читали полностью произведения, которые они изучали, могли изложить их содержание устно и письменно и выражали по поводу прочитанного свое мнение. 

Появился класс для изучения естествознания. Естествознание и физика, новые предметы, должны были преподаваться не иначе, как с помощью моделей, чучел, рисунков, приборов, опытов. Забавно, что для этого не пришлось покупать много приборов, наглядных пособий, коллекции минералов, разнообразные гербарии и прочего необходимого. Все уже было. Императрицы всегда щедро одаривали институт, в том числе и богатыми пособиями для изучения естественных наук, только подарки эти не шли раньше в дело, а закрывались на замок в отдельной комнате во избежание порчи. 

Раньше ученицам запрещалось задавать своим учителям вопросы. Новый инспектор сделал общение учителей и учениц обязательным, причем не только по существу своего предмета, но и по любой теме, которая заинтересовала воспитанниц. 

Ушинский написал проект преобразования обоих институтов Смольного, утвержденный в феврале 1860 года.

В институте сильно увеличилось число уроков русского языка в младших классах: по его понятиям, учитель русского языка не должен ограничиваться преподаванием грамматики, а обязан давать ученицам ясное представление об окружающем, научить их рассуждать о знакомых предметах и правильно выражать свои мысли. Благодаря Ушинскому, впервые заговорили о необходимости давать учащимся право рассуждать и даже вменяли учителю в обязанность научить их этому.

Он добивался, чтобы урок носил характер живых бесед. Константин Дмитриевич устроил учительские конференции, чего никогда не существовало в стенах Смольного. На них обсуждалось применение новых программ и способов обучения, и делалось это с главною целью установить единство преподавания во всех предметах. Здесь же Ушинский давал советы и делал замечания учителям относительно только что прослушанных им лекций и занятий в классе.

Объединение учителей и живая связь между ними и инспектором поддерживались и журфиксами, устроенными Ушинским у себя, на которые у него, кроме различных писателей, собирался учительский кружок.

Журфи́кс — в дореволюционной России определённый день недели в каком-либо доме, предназначенный для регулярного приёма гостей.

Тут в приятельской беседе они передавали друг другу свои мнения о способностях учениц и их суждения, толковали и спорили о литературных, научных и политических новостях.

Таким образом, Ушинский сделался истинным вождем, духовным отцом и руководителем новых учителей. И они оказались на высоте своего положения. Характер их преподавания был действительно диаметрально противоположен существовавшему прежде в Смольном. Вместо отрывочных знаний, сухо изложенных отвлеченным или высокопарным слогом, получился живой систематический курс.

Если воспитанница по какой-либо причине не могла выполнить домашнее задание, она заявляла об этом учителю и должна была заняться им в следующий раз. Никто не подозревал ее в лени: работали прежде всего потому, что появился живой интерес к знанию.

Со второй половины XIX столетия институтское затворничество начало повсеместно встречать неодобрение, и все большее число лиц высказывалось за необходимость, хотя изредка, отпускать институток домой. Наконец, в 1862 году императрица Мария Александровна дала на это разрешение, а позднее было установлено правило отпускать домой воспитанниц на лето, в рождественские и пасхальные дни.

Разумеется, все это было не гладко и совсем не просто. Всего через три года работы Ушинский был обвинен в вольнодумстве, и вскоре покинул институт. После его ухода многое из его нововведений было уничтожено. Но не все. Движение вперед началось и развитие науки педагогики и отечественного образования, несмотря на все трудности, которые еще ждали в будущем, было уже не остановить. 

История воспитания | Добраться до вершины (ex Двойняшки-путешественники) | Дзен