Найти в Дзене

Смольный институт

Поговорим сегодня о Смольном институте. Он был самым первым и самым большим из всех подобных заведений. В основу принципов воспитания в нем были положены самые передовые идеи Западной Европы того времени. Одним из важнейших способов воспитания считалась тогда необходимость возбуждать в воспитанницах охоту к чтению. Непременным условием считалось иметь в институте обширную библиотеку. Также устав возлагал на воспитателей обязанность приучать детей к трудолюбию, «дабы они страшились праздности», но и увеселять забавами для сохранения здоровья. Однако же при жизни императрицы Екатерины II этим идеям не суждено было осуществиться, и неудивительно, при существовавшем тогда почти поголовном невежестве. А что же представлял собой Смольный институт спустя примерно лет сто после своего основания, в середине девятнадцатого века? Сохранились замечательные воспоминания институток, которые подробно рассказывают о своем обучении.  Смольный был основан в 1760 году, и состоял в первые сто лет своег

Поговорим сегодня о Смольном институте. Он был самым первым и самым большим из всех подобных заведений. В основу принципов воспитания в нем были положены самые передовые идеи Западной Европы того времени. Одним из важнейших способов воспитания считалась тогда необходимость возбуждать в воспитанницах охоту к чтению. Непременным условием считалось иметь в институте обширную библиотеку. Также устав возлагал на воспитателей обязанность приучать детей к трудолюбию, «дабы они страшились праздности», но и увеселять забавами для сохранения здоровья.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Однако же при жизни императрицы Екатерины II этим идеям не суждено было осуществиться, и неудивительно, при существовавшем тогда почти поголовном невежестве. А что же представлял собой Смольный институт спустя примерно лет сто после своего основания, в середине девятнадцатого века? Сохранились замечательные воспоминания институток, которые подробно рассказывают о своем обучении. 

Смольный был основан в 1760 году, и состоял в первые сто лет своего существования из двух половин: Николаевской – общества благородных девиц, куда принимали дочерей крупных чиновников и потомственных дворян, и Александровской, куда принимали дочерей родителей, имеющих чин ниже полковника, дочерей священников и дочерей провинциальных дворян. 

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Благие начинания не то что были забыты, просто не осуществлялись. И от воспитанниц требовалось прежде всего послушание, поддержание суровой дисциплины, строжайшее следование этикету. Классные дамы самым строгим образом следили за тем, что бы ни малейшее дуновение извне не проникало в стены института. Воспитанницам Александровской половины, в отличие от богатых и знатных счастливиц половины Николаевской постоянно доставались толчки, пинки, наказания, особенно в младшем классе. В то время на женщин смотрели как на совершенно подвластных родителям или мужу существ и институт вполне подготавливал их к этой подчиненной роли. Воспитанницам можно было или молчать или разговаривать полушепотом, и так в течение всего дня. На прогулку отводилось всего полчаса в день, и то, девочки гуляли парами, в строгом порядке, под присмотром классных дам. 

В институте была обязательна форма. Коричневое – у младших или зеленое у старших платье с пелеринкой и передник из белого холста. Платье совсем не защищало от холода, а ведь зимой в огромных классных комнатах и спальнях девочек термометр мог показывать десять градусов. 

В то далекое время, на излете крепостничества, в институте было два класса: младший и старший, в каждом институтки оставались по три года. И все это время девочки жили в истинно спартанской обстановке. В воспоминаниях институток постоянно встречается слово «холод». Холод преследовал бедняжек, особенно тяжело было ложиться в холодную постель с тоненьким одеяльцем, тоненьким вытертым матрасом.

Вся институтская жизнь проходила по звонку. По звонку вставали, шли к чаю, потом на урок, по звонку шли в столовую. Звонок и крик классной дамы: «По парам!» - вот что слышали девочки с утра до вечера. Вставали в шесть, в семь начиналась утренняя молитва. За час нужно было одеться и аккуратно причесаться. 

Развлечения были весьма скромными. На масленицу воспитанниц возили кататься вокруг балаганов, один раз в год водили гулять в Таврический сад, в который в этот день не пускали посетителей, два раза в году устраивали балы, на которых не было посторонних, поэтому девочки танцевали друг с другом, «шерочка с машерочкой». Институт стремился сделать из своих питомиц великих постниц. Из воспоминаний смолянки Елизаветы Водовозовой: «Мы постились не только в рождественский и великий посты, но каждую пятницу и среду. В это время воспитанницы чувствовали такой адский голод, что ложились спать со слезами, долго стонали и плакали в постелях, не будучи в состоянии уснуть от холода и мучительного голода». Что-то безрадостная картина получается. А по какой же программе изучали науки воспитанницы Смольного? Поговорим об этом завтра.