Найти в Дзене

Смольный институт. Чему учили?

Конечно, религиозность была на первом месте. Закон божий изучали тщательно. И соответственно, все предписания православной религии выполнялись очень жестко. В церковь водили каждое воскресенье, по церковным праздникам и царским дням, а по большим праздникам и дважды в день. Посты тоже были обязательны. Что было делать девчонкам? По-тихому сопротивляться. Начало рассказа по ссылке ниже. По очереди сказывались больными, чтобы отвертеться от посещения церкви и долгих церковных служб. К старшим классам многие осваивали сложное искусство падать в обморок, не причинив себе вреда. Тоже ведь наука.  Большинство выпускниц Александровской половины Смольного института в будущем ожидала весьма скромная доля. Поэтому девушек учили вести дом, прибирать, стирать, шить, штопать, готовить. Однако на кухне барышни не подпускались к печам, чтобы не получить ожогов. Вот как вспоминает об этом воспитанница: «Кухня служила для нас большим развлечением. Кухарка смотрела на это как на дозволенное барышням

Конечно, религиозность была на первом месте. Закон божий изучали тщательно. И соответственно, все предписания православной религии выполнялись очень жестко. В церковь водили каждое воскресенье, по церковным праздникам и царским дням, а по большим праздникам и дважды в день. Посты тоже были обязательны. Что было делать девчонкам? По-тихому сопротивляться.

Начало рассказа по ссылке ниже.

По очереди сказывались больными, чтобы отвертеться от посещения церкви и долгих церковных служб. К старшим классам многие осваивали сложное искусство падать в обморок, не причинив себе вреда. Тоже ведь наука. 

Большинство выпускниц Александровской половины Смольного института в будущем ожидала весьма скромная доля. Поэтому девушек учили вести дом, прибирать, стирать, шить, штопать, готовить. Однако на кухне барышни не подпускались к печам, чтобы не получить ожогов. Вот как вспоминает об этом воспитанница: «Кухня служила для нас большим развлечением. Кухарка смотрела на это как на дозволенное барышням баловство и сама ставила кушанье на плиту, опасаясь, чтобы они не обожгли себе рук или не испортили котлет; сама она возилась и около супа. Барышням она поручала толочь сахар, перец и все, что нужно было рубить и толочь, что те и производили в такт плясовой, а это заставляло смеяться и кухарку и воспитанниц. Их веселому настроению содействовало и то, что обед, приготовленный "их руками", они имели право съесть сами, а он был несравненно вкуснее, питательнее и обильнее обычного.» 

Институту всегда требовалось много вышивок, ковров, кружев и прочих рукоделий для подарков к различным праздникам. Так что шить и вышивать приходилось много, и не только на уроках рукоделия, но и по вечерам. Во время экзаменов устраивались выставки работ воспитанниц: роскошные вышивки, белье, сшитое вручную, картины. К сожалению, в то время девочек считалось неприличным учить рисовать с натуры, и даже копировать рисунки они не могли. Так что обучение рисованию оставляло желать лучшего. 

Конечно, очень важным считалось знание иностранных языков, прежде всего французского. В старшем классе изучали еще и французскую литературу. Писали по-французски письма и сочинения. Классные дамы в течение всего дня общались с воспитанницами по-французски. Следили также за тем, чтобы и между собой девочки общались на этом языке. 

Уроки начинались в девять утра и заканчивались в пять вечера, после чего девочки парами шли на обед. После обеда полагалось выполнять домашние задания. Но кроме этого по вечерам раз в неделю учились танцам, раз в неделю – пению, раз – рукоделию. Также по вечерам необходимо было писать сочинения на русском и французском языках. Периодически бывали церковные службы, так что на уроки оставалось не так уж много времени. 

Вот такое однобокое образование. Окончившая институт «кисейная барышня» не имела ни малейшего представления о стране, в которой ей предстояло жить, да и о жизни имела весьма смутное представление. Ее привлекали роскошные туалеты, балы, великосветская жизнь. Однако, напомню, что выпускницы Александровской половины Смольного были из весьма скромных семейств, так что их ждало далеко не блестящее будущее. Но они, проведя в заточении шесть лет своего взросления, даже не представляли, какой тяжелой борьбой дается добывание хлеба насущного. Это открытие было у них впереди.